Базельская конвенция про контроль над пограничными перевозками опасных отходов и их утилизацией
Договорились о следующем:
Статья 1
Сфера действия Конвенции
1. Для целей настоящей Конвенции «опасными отходами» считаются следующие отходы, являющиеся объектами трансграничной перевозки:
а) отходы, входящие в любую категорию, указанную в приложении I, если только они не обладают какими-либо свойствами перечисленными в приложении III,
b) отходы, которые не охватываются пунктом а), но которые определены или считаются опасными в соответствие с внутренним законодательством государства экспорта, импорта или транзита, являющегося Стороной.
2. Отходы, входящие в любую категорию указанную в приложении II, которые подлежат трансграничной перевозке, считаются для целей данной Конвенции «другими отходами».
3. Отходы, которые в силу их радиоактивности подпадают под другие международные системы контроля, в том числе международные соглашения специально применяющиеся в отношении радиоактивных материалов, исключаются из сферы действия Конвенции.
4. Отходы, возникающие в результате нормального функционирования морских судов, сброс которых охватывается другими международно-правовыми документами, исключаются из сферы действия настоящей Конвенции.
….
Статья 4
Общие обязательства
а) Стороны, осуществляя свое право на запрещение импорта опасных или других отходов с целью удаления, информируют другие
Стороны о своем решении.
b) Стороны запрещают или не разрешают экспорт опасных и других отходов в направлении Сторон, которые ввели запрет на импорт таких отходов если они получили об этом уведомление согласно подпункту а) выше;
с) в отношение государств импорта, которые не ввели запрета на импорт опасных и других отходов, Стороны запрещают или не разрешают экспорт опасных и других отходов, если государство импорта не дает согласие в письменной форме на конкретную импортную отгрузку.
2. Каждая Сторона принимает надлежащие меры с тем, чтобы:
а) обеспечить сведение к минимуму производства опасных и других отходов в своих пределах с учетом социальных, технических и экономических аспектов;
b) обеспечить наличие соответствующих объектов по удалению для экономически обоснованного использования опасных и других отходов независимо от места их удаления. Эти объекты по возможности должны быть расположены в ее пределах;
с) обеспечить, чтобы лица, участвующие в использовании опасных и других отходов в ее пределах, принимали такие меры, которые необходимы для предотвращения загрязнения опасными и другими отходами в результате такого обращения и если такое загрязнение все же происходит, для сведения к минимуму его последствий для здоровья человека и окружающей среды;
d) обеспечить, чтобы трансграничная перевозка опасных и других отходов была сведена к минимуму в соответствии с экологически обоснованным и эффективным использованием таких отходов, и осуществлялась таким образом, чтобы здоровье человека и окружающая среда были ограждены от отрицательных последствий, к которым может привести такая перевозка;
е) не разрешать экспорт опасных или других отходов в государства или группу государств, относящихся к организации по экономической и / или политической интеграции, которые являются
Сторонами, в частности, развивающиеся страны, которые в рамках своего законодательства запретили весь импорт, либо если у нее есть основания полагать, что использование этих отходов не будет осуществляться экологически обоснованным образом, в соответствии с критериями, которые будут определены Сторонами на их первом совещании;
f) требовать предоставления заинтересованным государствам информации относительно предлагаемой трансграничной перевозки опасных и других отходов, согласно приложению VA, ясно указывающей на последствия предполагаемой перевозки для здоровья человека и окружающей среды;
g) не допускать импорта опасных и других отходов, если есть основания полагать, что использование этих отходов не будет осуществляться экологически обоснованным образом;
h) сотрудничать в принятии мер с другими Сторонами и заинтересованными организациями, непосредственно или через
Секретариат, в том числе в распространении информации о перевозке опасных и других отходов в целях совершенствования экологически обоснованного использования таких отходов и предупреждения их незаконного оборота.
3. ............