оккупация курд автономия стабильность
Реферат
Место и роль США в разрешении курдского вопроса
Весной 2004 г. исполнился год с начала вторжения американо-британской коалиции в Ирак, после которого курды надеялись получить статус широкой автономии. Более чем 12-летний американский протекторат Иракского Курдистана (с 1991 г.) позволил им на практике осуществлять самоуправление своим регионом. За это время там удалось добиться определенных позитивных результатов в политической, экономической и социальной сферах. Однако, как оказалось, американский патронаж отнюдь не был бескорыстным. Сделав иракских курдов своими союзниками, американцы рассчитывали в случае необходимости беспрепятственно воспользоваться их территорией в своих региональных интересах. И действительно, такой случай представился в 2003 г., когда США использовали курдскую территорию при осуществлении своей политики в Ираке. Вместе с тем это не помешало им отвергнуть проект свержения С.Хусейна совместными американо-курдскими силами, предложенный Дж.Талабани, согласно которому иракская оппозиция, возглавляемая курдами, под прикрытием американских ВВС могла бы свергнуть диктаторский режим. Представители администрации Дж.Буша обещали гарантировать курдам автономный статус Иракского Курдистана и удовлетворение всех их запросов. Однако когда настало время приступить к строительству нового демократического Ирака, оказалось, что проведение американцами любых мероприятий в стране наталкивается на массу препятствий.
Например, создание основополагающих документов потребовало выработки приемлемых для различных сил подходов. Дело осложнялось тем, что надо было разработать критерии объединения в них этнических и мусульманских принципов. В научных и политических кругах США развернулась оживленная полемика о приоритетах в будущей федерации. Одни специалисты считали, что религия должна быть отделена от государства, а другие, напротив, высказывались в пользу того, чтобы ислам оставался государственной религией и фигурировал в конституции. При этом вставал вопрос об удовлетворении амбиций суннитских и шиитских общественно-политических кругов. Так, например, Юдифь С.Яф, главный аналитик Национального оборонного института и бывшая сотрудница ЦРУ в Ираке, заявила о возможных затруднениях в случае отделения религии от государства. Вместе с тем СонерКагафи, представитель вашингтонского Института политики Ближнего Востока, специализирующийся на курдской и турецкой проблемах, высказался против включения ислама в конституцию в качестве государственной религии. Свое мнение он аргументировал тем, что приоритет фундаменталистских принципов в Основном законе может привести к ограничению прав некоторых социальных групп, например, женщин. При этом он заметил, что хотя Хусейн и "был дьяволом, но являлся светским лидером", и что арабские женщины при нем имели больше свободы в отличие от их афганских сестер [1].
Иракские курды, очевидно, согласны на отделение религии от государства. Так, в частности, Дж.Талабани, заявил, что мусульманское право не будет признавать свободу вероисповеданий и права человека. Это будет способствовать, по его мнению, децентрализации управления страной.
Его позиция понятна, поскольку курды поликонфессиональны (мусульмане, езиды, ахле-хакк и пр.) и свои интересы они связывают с формированием светского государства в Ираке. ............