Часть полного текста документа:План I. Введение. 1. Постановка проблемы и обоснование ее выбора. 2. Обзор литературы по данной теме. II. Основная часть. 1. Историческая и логическая эволюция проблемы интуиции. 2. Характерные черты творческой интуиции. 3. Интуиция как результат особого механизма функционирования человеческого мозга. 4. Интуиция как самодостраивание. III. Заключение. Введение Постановка проблемы и обоснование ее выбора. Научное познание - очень сложный и во многом загадочный процесс. Как совершаются научные открытия? Каким образом в сознании ученых рождаются новые научные представления и идеи? Зачастую сами их авторы просто не в состоянии объяснить, как и почему это произошло. Но когда ученые все же предпринимают попытки рассказать о процессе своего творчества, дело редко обходиться без ссылок на "догадку", "озарение", "прозрение" и т.п. Интуиция! Вот что, по-видимому, играет самую существенную, даже более того - решающую роль в создании новых научных представлений и идей, согласно едва ли не единодушному признанию их творцов. Интуиция, если собрать все высказывания о ней, оказывается поистине вездесущей: она дает направления исследованиям, формирует наглядные мысленные модели объектов, истолковывает эмпирические данные, конструирует фундаментальные понятия и общие принципы теории, вырабатывает гипотезы, стимулирует выбор эффективных приемов и методов исследовании. Короче, трудно назвать какой-либо познавательный процесс, ведущий к новым научным результатам, который сами деятели науки связывали бы с интуицией. Как известно в мире происходит постоянный рост числа людей, занятых в области науки, в том числе и их доля в составе населения. Таким образом, научно-исследовательская работа быстро превращается в массовую специальность и проблема научного открытия, рождения новых идей становится все более актуальной. Особенно актуальна проблема научного творчества и интуиции, как главного его инструмента, в нашей стране. Неправомерное подчеркивание в нашем обществе таких понятий, как класс, народ, массы на протяжении многих десятилетий привело к понижению возможностей личного творчества. Подобное подавление индивидуальности неизбежно способствует снижению творческой инициативы у человека, утрате им чувства собственного достоинства. Поэтому сейчас необходимо изменить устаревшие представления о творчестве, трактуя его не только, как особого рода деятельность, но и как проявление полноценности жизни, адекватного отношения к себе и к миру. Следует учитывать недостатки сложившейся системы образования. Не секрет, что в вузах готовят много технически грамотных работников и значительно меньше талантливых, оригинально мыслящих специалистов. Наибольшее внимание уделяется насыщению студентов специальными знаниями, но не развитию общего творческого потенциала личности. Кроме того, механизм интуиции имеет достаточно общий характер, т.е. присутствует практически во всех сферах человеческой деятельности. Интуитивные компоненты обнаруживаются во многих профессиях и разнообразных жизненных ситуациях. Прежде всего, это практически все художественное творчество. В юриспруденции от судьи требуется знать не только "букву" но и "дух" закона. В филологии интуиция важна для развития "языкового чувства". ............ |