Часть полного текста документа:Место сказки в дошкольном образовании Н. Я. Большунова Необходимость изменения системы образования дошкольников в настоящее время не подвергается сомнению. Однако попытки изменить формы и содержание образования приводят к обнаружению ряда проблем. Первая проблема - некритический перенос в нашу культуру образовательных систем, получивших свое обоснование и развитие в иных социокультурных условиях. Например, в последнее время все более модным стало объявлять дошкольные учреждения работающими по системе М. Монтессори, по Вальфсдорской педагогике и т. п. Однако чаще всего это либо наивная иллюзия, либо сознательная симуляция, поскольку, с одной стороны, для такой работы требуется специальная, основательная подготовка педагогического персонала и инструментария (наглядного материала, особых игрушек, предметной среды и т.п.), с другой- такого рода образовательные системы созданы в иной социокультурной среде и требуют по крайней мере существенной адаптации к социокультурным условиям нашего общества (ценностям, способам общения, традициям, видам деятельности). Следует учитывать также, что основы многих популярных ныне среди дошкольных работников образовательных систем разрабатывались достаточно давно. Система М. Монтессори, например, начала складываться в начале XX в. и отвечала педагогическим стратегиям и философии, принятым именно в это время. В системе М. Монтессори все образование строится практически через развитие сенсорики, в этом смысле в основе школы лежит философия сенсуализма. Как правило, всякая вновь образующаяся система начинает с провозглашения ряда гуманистических принципов, таких, как уважение к личности ребенка, развитие творческого потенциала, приоритет развития над формированием, самоактуализация и т.д. Однако очень редко в концепциях и подходах содержатся конкретные ответы на конкретные вопросы: в каких именно формах деятельности должно осуществляться образование дошкольников? Какими средствами? Что такое детское общество и детская культура? Чем характеризуются отношения детского и взрослого обществ? и т. д. Если относительно воспитания определенные ответы на эти вопросы есть (например, отмечается, что ведущей формой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра), то по вопросам обучения большинство рекомендаций сводится все к той же учебной деятельности, но в замаскированных формах (дидактические игры, сюрпризные моменты и пр.). Очевидно, что если не меняются по существу формы организации деятельности детей, то не могут измениться формы взаимоотношений детей и взрослых, детей между собой. Эти отношения продолжают носить отчужденный, внеличностный характер, соответствующий нормативной организации учебной деятельности. Требования к уважению личности ребенка, его индивидуальности остаются декларативными. Проблематичной становится также реализация идеи творческого развития, самоактуализации, поскольку сам характер взаимоотношений детей и взрослых внутри учебной деятельности провоцирует на осуществление репродуктивного пути обучения и воспитания, трансляции знаний, норм, способов мышления. Наконец, даже в тех редких случаях, когда принципы, содержание, формы организации образования сформулированы относительно четко и конкретно, предлагаются апробированные технологии, практические работники, воспитатели оказываются не готовыми воспринять предлагаемые формы и технологии. ............ |