Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
Соликамский государственный педагогический институт
Кафедра педагогики и частных методик
Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста
Выполнила: студентка 5 курса
факультета заочного образования
по специальности:
"Дошкольная педагогика и психология" (1-6)
Афанасьева Ксения Сергеевна
Проверила:
старший преподаватель
кафедры педагогики и частных методик
Кружкова Любовь Георгиевна
Соликамск, 2008
Содержание
Введение. 4
1. Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста. 6
1.1 Задачи работы по развитию речи в 1-ой группе раннего возраста (до 1 года жизни) 6
1.2 Задачи работы по развитию речи в 2-ой группе раннего возраста (от 1 до 2 года жизни) 9
1.3 Задачи работы по развитию речи в 1-ой младшей группе детей дошкольного возраста (от 1 до 2 года жизни) 10
2. Методика ознакомления с литературными произведениями детей раннего возраста (до 3 лет) 13
3. Методика ознакомления с литературными произведениями детей младшего дошкольного возраста (до 3 лет) 16
4. Методические приемы ознакомления с литературными произведениями детей 1-ой и 2-ой групп младшего дошкольного возраста. 25
Заключение. 33
Список использованной литературы.. 35
Введение Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.
Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка (1,341). Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е.А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок (1,341). Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. ............