МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Уфимское училище искусств
Инструменты башкирского народного оркестра
Хуснуллин Р. Р.
Курсовая работа Тема: «Методика преподавания урока по баяну»
Педагог :
народный артист РБ
Рахимов Р. Р.
Уфа – 2005
ВВЕДЕНИЕ
Методика обучения игре на музыкальных инструментах является составной частью музыкальной педагогической науки, рассматривающей общие закономерности процесса обучения на различных музыкальных инструментах, как и в других областях педагогики. Методика складывалась, развивалась постепенно. Каждое поколение исполнителей и педагогов внесли свой вклад в эту науку, обогащая ее новыми практическими данными.
Слово «Методика» греческого происхождения; в переводе на русский язык означает «Путь к чему-либо».
Методика – есть совокупность способов, т.е. приемы выполнения какой-либо работы ( исследовательской, воспитательной, учебной ). В более узком смысле слово «Методика» - это учение о способах преподавания того или иного предмета.
Специалист любой области, не вооруженный методическими навыками, не сможет оправдать своё назначение и никогда не станет полноценным мастером своего дела.
Задачами курса методики обучения игре на каком-либо музыкальном инструменте является подготовка учащихся к практической педагогической деятельности в ДМШ и кружках художественной самодеятельности.
Цель курса методики - ознакомление учащихся с теорией игры на каком-либо музыкальном инструменте с основами педагогического процесса и практикой преподавания, т.к. у молодых преподавателей нет необходимого опыта работы с учащимися, который приобретается с годами.
В системе музыкальных дисциплин методика занимает особое место, т.к. впитывает в себя значение этих дисциплин (теория, сольфеджио, музыкальная литература и т.д.)
Наряду с другими музыкально-теоретическими дисциплинами методика способствует воспитанию общей музыкальной культуры, расширяет кругозор исполнителей.
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЯНЕ
а) ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА ПО БАЯНУ
Задачи, поставленные перед всем искусством, в полной мере относятся и к музыке, в частности к исполнительскому искусству.
Основные элементы педагогики – воспитание, образование и обучение – составляют единое целое в процессе воспитания молодого музыканта-исполнителя.
Исполнитель-баянист, как и каждый музыкант, должен сочетать подлинное профессиональное мастерство с большой творческой смелостью, горячую любовь к искусству – со стремлением отдать для его расцвета все силы и знания. Он обязан ясно представлять себе содержание исполняемого произведения и иметь достаточно технических средств для правдивой, убедительной его передачи.
Однако и этого не достаточно. Мастерское, т.е. яркое, выразительное исполнение требует, чтобы исполнитель не только понимал произведение, но и пережил, прочувствовал его образы. Художественное исполнение – это творческий акт, в известной степени аналогичный процессу создания произведения.
Русскому исполнительскому искусству всегда были чужды любование внешними эффектами, пустое виртуозничанье, превращение технических средств в самоцель. ............