Часть полного текста документа:Методология познания жизни А.В. Варапутин Размышления над книгой: R. Sattler "Biophilosophy". N.Y.; Tokio, 1986 Когда начинаешь знакомиться с книгой Саттлера "Биофилософия", то возникает вопрос: "А причем здесь собственно говоря, биофилософия?" Первые восемь разделов посвящены различным аспектам гносеологии: прежде всего - структуре научного знания и способам его получения. Многие положения, которые приводит автор, давно являются общепризнанными, и, даже, тривиальными. Они обильно иллюстрированы примерами из области морфологии растений; и это кажется единственным упоминанием о чем-то, связанным с жизнью (за исключением, разве, что, предисловия и предпоследнего раздела). Но даже предпоследний раздел, в качестве заголовка которого вынесен однозначный вопрос: "Что есть жизнь?" представляется, на первый взгляд, только обзором различных подходов в познании жизни как явления: и, соответственно, различных концепций, претендующих дать ответ на этот вопрос. Чтобы осознать, причем здесь все же биофилософия, необходимо попытаться понять с какой целью автор дает такой широкий обзор положений гносеологии; в контексте каких основных идей он их использует. Термин "биофилософия" на протяжении истории философии неоднократно использовался многими философами, причем каждый из них вкладывал в него свое содержание. Неудивительно поэтому, что уже в предисловии Саттлер начинает анализировать возможные способы определения данного понятия. Для начала он выделяет два способа определения понятия "биофилософия", причем в качестве его ключевой части выделяется термин "философия". В первом случае, подразумевается наиболее общий смысл - вся философия в целом; во втором же случае - только один из разделов современной философии, а именно - философия науки. Рассматривая оба способа определения, автор делает вывод, что в первом случае оно невозможно из-за безмерности содержания понятия "философия". Философия для него - это "любовь к мудрости", но не обладание ею; т.е. суть философии в процессе перманентного движения, вечного постижения бытия. Определить - значит выхватить из этого процесса какую-то часть, упустив его в целом; скатиться к "догматизму или, даже, фанатизму". Саттлер восклицает, что "если философия - любовь к мудрости то при подобных попытках, мудрость бежит от нас". Второй же способ, при котором биофилософия рассматривается как раздел философии науки, занимающийся разработкой методологических основ биологии, слишком суживает предмет и задачи биофилософии; представляет ее в принципиально ином качестве, исключая из нее осмысление самой жизни как явления во всем его многообразии. Автор предлагает третий способ. Вся работа Саттлера, согласно его утверждению, представляет собой широко развернутую панораму этого способа определения, заключающегося в рассмотрении ряда поставленных вопросов, которые, по его мнению, наиболее полно выражают проблемы, возникающие при рассмотрении жизни как явления во всей его полноте. По существу все эти вопросы можно свести к двум основным: 1 - что есть жизнь? 2 - как ответить на первый вопрос? То есть, как познать явление жизни: в чем будет заключаться это познание и получаемое в результате его знание. В принципе, вся работа Саттлера посвящена рассмотрению второго вопроса, поскольку без ответа на него невозможно ответить на первый. Анализируя процесс научного познания, т.е. ............ |