Методы развития восприятия произведений живописи детьми шестого года жизни
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
1.1 Восприятие дошкольниками картины как психолого-педагогическая проблема
1.2 Задачи и содержание ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью
1.3 Методы ознакомления старших дошкольников с живописью
Выводы к главе I
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
2.1 Методика исследования уровня восприятия произведений живописи
2.2 Уровни восприятия живописи детьми шестого года жизни
Выводы к главе II
Выводы
Список используемой литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. На современном этапе развития дошкольного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. В «Коментарі до Базового компонента дошкільної освіти в Україні» в частности подчеркивается: «Основна мета естетичного виховання – виховання культури почуттів – як естетичних і моральних, так і специфічних для мистецької діяльності (почуття лінії, форми, кольору, ритму, композиції, інтонації тощо) [10, 103]. Е.Кононко, Э.Белкина считают, что особую роль в становлении изобразительной деятельности дошкольников играет развитие художественного восприятия при ознакомлении с произведениями скульптуры, графики, живописи[2].
Проблема восприятия произведений живописи является актуальной в свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающих поколений. Исследования по данной проблеме осуществляли как психологи (Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн), так и педагоги (Р.Арнхейм, В.Ф.Асмус, А. А. Бакушинский, В. А. Гуружапов, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, А. А. Мелик-Пашаев, П. М. Якобсон) и др.[6]
Различным аспектам художественного восприятия детьми произведений изобразительного искусства, в частности произведений живописи, посвящены исследования Л.В. Благонадежиной, Н.Л. Кульчинской, М. Н. Семеновой, О.И. Никифоровой др.[6]
В работах В.А. Гуружапова, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова раскрыта специфика эстетического восприятия произведений живописи в детском возрасте. На материалах восприятия живописи в работах вышеперечисленных исследователей раскрыты уровни эстетического развития дошкольников. На первом уровне ребенок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На втором уровне ребенок к пяти годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают для него картину привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже - форму и композиционные приемы. ............