Тема 1. Сущность и цели международного маркетинга
План
1. Сущность и виды международного маркетинга.
2. Цели международного маркетинга.
3. Функции и стратегии международного маркетинга фирмы.
1. Сущность и виды международного маркетинга
Международный маркетинг представляет собой самостоятельную область деятельности фирмы при выходе ее на внешние рынки.
Международный маркетинг – система планирования, реализации, контроля и анализа мероприятий по воздействию на многонациональную рыночную среду и приспособлению к ее условиям на фирме, которая осуществляет свою деятельность более чем в одной стране.
Международный маркетинг – комплекс мероприятий фирмы по осуществлению внешнеэкономической деятельности за пределами своей страны.
При выходе на международный рынок фирма сталкивается с незнакомыми, изменяющимися в зависимости от особенностей данной страны различными условиями деятельности. Это приводит к следующим последствиям:
· Увеличение потребности в информационном обеспечении деятельности фирмы;
· Повышение требований к координации различных сфер деятельности фирмы и согласованности действий различных ее подразделений;
· Рост степени риска, появление дополнительных видов рисков в деятельности фирмы.
При выходе на внешний рынок фирма использует различные виды международного маркетинга в зависимости от степени вовлеченности в систему международных экономических отношений:
· Традиционный маркетинг – обычная продажа товаров за границу, когда экспортер несет ответственность перед покупателем только до момента поставки и, как правило, не интересуется дальнейшей судьбой проданного товара.
· Экспортный маркетинг – экспортер занимается систематическим изучением целевого зарубежного рынка и приспосабливает свое производство к изменяющимся требованиям этого рынка.
· Международный маркетинг – экспортер глубоко исследует рынок и проникает на него, используя для этого широкий набор маркетинговых средств.
· Глобальный маркетинг – фирма, в основном, работает на международном рынке, используя весь комплекс маркетинга.
2. Цели международного маркетинга
Цели международного маркетинга конкретной фирмы, прежде всего, основываются на результатах анализа среды деятельности и связанных с нею рисков. Конкретные цели деятельности на мировом рынке можно определить следующими характеристиками:
· Географической областью, для которой устанавливается данная цель;
· Временными сроками достижения цели;
· Количественной характеристикой желаемого фирмой состояния;
· Содержанием (что именно достигается в ходе международной деятельности);
Собственно цели международного маркетинга можно разделить на следующие две группы.
Экономические цели:
· Обеспечение целевой доли рынка;
· Обеспечение выхода на новые рынки;
· Получение максимальной прибыли;
· Наращивание объемов сбыта;
· Увеличение степени участия на уже освоенных рынках.
Психографические цели (влияние на покупательское поведение):
· Повышение степени осведомленности местного населения о товарах и услугах фирмы;
· Формирование у потребителей положительного имиджа и приверженности к товарам и услугам фирмы;
· Повышение степени удовлетворенности при использовании купленных товаров;
· Стимулирование решений о покупке товаров.
3. Функции и стратегии международного маркетинга фирмы
Современный международный маркетинг – это система, обеспечивающая стратегическое взаимодействие фирмы с мирохозяйственной сферой для решения ее собственных задач.
Одна из главнейших задач фирмы при выходе на внешний рынок – свести до минимума ее коммерческий риск и обеспечить экономический (финансовый) успех. ............