Часть полного текста документа:Михаил Кузмин. Очерк жизни и творчества М. А. Кузмин родился в Ярославле в семье мелкого помещика. Отец поэта, морской офицер в отставке, происходил из старинного дворянского рода, мать была внучкой известного французского актера Жана Офрена. Семья была религиозной, старообрядческой. Именно родословной Кузмина многие его современники будут пытаться объяснить природу его разнонаправленных художественных вкусов и пристрастий: любовь к старинному "Прологу" и увлечение гривуазной литературой XVIII в., творчеством Н. С. Лескова и мемуарами Казановы, пристальный интерес к католицизму и паломничество в олонецкие скиты, в Выговскую старообрядческую обитель. "Изящный стилизатор, жеманный маркиз в жизни и творчестве, он в то же время подлинный старообрядец, любитель деревенской русской простоты", - так писал о поэте близко знавший его критик Е. А. Зноско-Боровский, автор наиболее обстоятельной статьи о творчестве Кузмина. После смерти отца в 1886 г. семья переехала в Петербург, где будущий поэт окончил гимназию и в 1891 г. поступил в Петербургскую консерваторию в класс композиции к Н. А. Римскому-Корсакову. Однако, проучившись три года, он оставил консерваторию и интенсивно занялся самообразованием, избрав наставником своего близкого друга Г. В. Чичерина, впоследствии известного советского дипломата. Именно он ввел молодого композитора, автора музыки к собственным стихотворениям, в круг художников "Мира искусства" (К. А. Сомов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст) и познакомил с деятелями кружка "Вечера современной музыки" (В. Ф. Нувель, В. А. Каратыгин, А. П. Нурок). Литературный дебют Кузмина состоялся на страницах альманаха "Зеленый сборник", изданного В. Н. Верховским в 1905 г. Кузмин был представлен тринадцатью сонетами в духе ранних итальянских лириков и драматической поэмой "История рыцаря д'Алессио". Зимой 1906 г. Кузмина уже можно встретить на "башне" у Вяч. Иванова и на "воскресеньях" у Федора Сологуба. В. Пяст, активный участник литературного процесса тех лет, вспоминал: "...в числе гостей Сологуба оказался одетый в особую поддевку своеобразного стиля, с какими-то шаровидными и резными застежками, певец и музыкант, исполнявший под собственный аккомпанемент свою музыку на свои же слова - черный, как смоль, молодой, румяный молодой человек, это был не кто иной, как М. А. Кузмин. Он пел свои "Куранты любви" и другие песни первых лет своего литературного расцвета". В том же году к Кузмину приходит известность. Его заметил и оценил В. Я. Брюсов, поместивший в редактируемом им журнале "Весы" стихотворный цикл Кузмина "Александрийские песни", где поэт проявил себя как тонкий мастер литературной стилизации. М. А. Волошин в "Александрийских песнях" увидел "цветы истиннойантичной поэзии, хотя сквозь них сквозит александрийское рококо". Вышедшая тогда же повесть "Крылья", касающаяся "запретных" эротических тем, принесла Кузмину скандальную славу и репутацию "русского Оскара Уайльда". Сборник стихов "Сети" (1908) укрепил известность Кузмина в литературно-художественных кругах Петербурга. Апофеоз чувственного наслаждения, стихия "вещной" описательностн, легкость письма, обманчивая ясность содержания - эти черты, определившие поэтику "Сетей", прозвучали диссонансом на фоне "метафизической" поэзии символистов. ............ |