Часть полного текста документа:Михаил Михайлович Тьедер (1879-1942) Михаил Михайлович Тьедер родился 30 ноября 1879 года в Смоленске в семье начальника Смоленского почтово-телеграфного округа. Род его происходил из обрусевших финнов. В 1900 г. Тьедер закончил Морской корпус и вскоре одним из первых откликнулся на призыв создателя русского подводного флота капитана 2 ранга М.Н. Беклемишева и ушел в подводное плавание. Стал старшим помощником (старшим офицером) на первой русской подводной лодке "Дельфин", конечно, выразил желание отправиться с новыми лодками во Владивосток на войну с японцами. Не случайно именно Тьедер, уже в чине лейтенанта назначен начальником первого эшелона, на котором отправлены на Дальний Восток субмарины "Скат" и "Налим". 2 ноября 1904 г. Тьедер отбыл во Владивосток, где командовал подводной лодкой "Скат". После проигранной войны в стране и в морской среде разгорелась дискуссия о роли и задачах флота, особенно о месте и значении в боевом строю подводных лодок и линкоров-дредноутов. Большинство адмиралов и старших офицеров считало подводные лодки дорогостоящими и опасными игрушками. К ним, в частности, относились адмиралы Дубасов, Рожественский, Алексеев, Эбергард, капитан 1 ранга Колчак. Группу "подводников" возглавлял адмирал Э.Н. Щенснович. Тьедер стал одним из наиболее яростных пропагандистов подводного флота. Победила точка зрения сторонников строительства в основном линейных сил и не получивший поддержки Тьедер в 1907 г. вынужден был уйти в отставку. Он поселился в Москве и занялся журналистикой, в частности, редактировал журнал "Судоходство и мореплавание". В 1912 г. в Москве под псевдонимом "Эм. Те." он двумя изданиями выпустил книгу "На подводной лодке. Из дневника участника минувшей войны". В ней экс-лейтенант подверг жесточайшей критике порядки, царившие в военном флоте. Описаны были потрясающие истории. Так из Владивостока в Порт-Артур послали пароход "Уссури" в полной уверенности, что его перехватят японцы, а еще лучше - утопят. Однако капитан в море от случайно встреченного парохода узнал, что крепость капитулировала и развернул "Уссури" домой. При разгрузке выяснилось, что пулеметы посланы без лент, в бочках с соленой кетой больше камней, чем рыбы, во многих мешках вместо муки - песок, полушубки старые и рваные, сапоги без подошв, а снарядов не хватает на 200 тыс. руб. Конечно, по бумагам все числилось первосортным, по соответствующей цене. Вообще, Владивостокский порт за время войны ни разу не отчитывался в расходовании средств. После опубликования таких вопиющих фактов власти сделали все, чтобы вторая часть книги не увидела свет, так оно и произошло. Крамольной публикации не забыли, даже во время мировой войны 35-летний офицер с боевым опытом оставался в отставке. Много времени Тьедер в этот период тратил, занимаясь на профессиональном уровне ихтиологией. После февральской революции он снова встал в строй и получил назначение командиром новой подводной лодки типа "Барс" - "Ягуар", которая достраивалась в Ревеле. Субмарина вошла в строй 12 октября 1917 г., а уже 25 октября командир вместе с экипажем заявил о признании Советской власти. Однако уже в ноябре по состоянию здоровья из-за болезни сердца Тьедер вынужден был оставить подводную службу. ............ |