Часть полного текста документа:Микроклимат в коллективе - это очень важно Н. Пивоварова, педагог-психолог СШ № 2 им. В.Терешковой Енбекшиказахского района. Позитивные изменения в обществе и в целом в Республике Казахстан играют важную роль в совершенствовании системы управления коллективов школ. Немаловажное значение здесь имеет психологическая служба, призванная сопровождать педагогический менеджмент. На сегодняшний день в педагогический словарь прочно вошло слово английского происхождения "менеджмент", которое означает руководство, управление. Основная цель менеджмента в школе - создание условий для нормального протекания в ней учебно-воспитательного процесса. Что необходимо для успеха управления школой? Планирование работы школы, правильная постановка целей учебно-воспитательного процесса. Расстановка кадров. Система внутришкольной оперативной информации. Глубина и всесторонность педагогического анализа, своевременная помощь учителям с целью предупреждения и ликвидации недостатков. Создание НОТ. Наличие необходимого психологического микроклимата в школе. Квалификация и опыт руководителей школы, система повышения педагогического мастерства учителей. Остановлюсь подробнее на одном из элементов системного подхода -наличии в коллективе необходимого психологического микроклимата, научной организации труда. Существует простая истина: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык. Поэтому в педагогических коллективах хороший психологический климат крайне необходим. Основными слагаемыми психологического климата выступают взаимоотношения педагогов в коллективе, их настроение, удовлетворенность работой. Первое слагаемое определяет сплоченность педагогического коллектива. "Единство педагогического коллектива" - писал еще А. С. Макаренко - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером - руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет в разрез с педагогическим коллективом". Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, ничего отвратительнее и ничего вреднее. Сплочение учителей является одной из функций руководителя школы. Оно способствует оптимизации всех сторон деятельности коллектива, существенному повышению его воспитательных возможностей, сокращению текучести кадров. В основе объединения коллектива лежат самые разнообразные факторы: наличие общей цели, симпатии, организационное единство. " .... Личность, которая ценит свой коллектив и стремится в нем работать, легче поддается его влиянию, охотнее принимает его требования и нормы", - писал А. С. Макаренко. Сплоченность педагогического коллектива во многом зависит от стиля руководства школой и от психологических особенностей учительского коллектива. Из результатов обработки анкет, в которых ставился вопрос о стилях работы руководства, можно сделать вывод: для создания творческого микроклимата в коллективе необходимо, чтобы органы управления вовремя замечали и поддерживали успехи в работе учителя. ............ |