Отдел образования администрации Центрального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Секция Литературоведение
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме
Мир «бессонницы» в цикле «Бессонница» М.И. Цветаевой
Воронкиной Ирины Юрьевны
учащейся 11 класса МОУ СОШ № 4
Центрального района.
Контактный телефон: 221-22-96
Руководитель:
Платонова Юлия Владимировна
Аспирант кафедры русской литературы НГПУ
Работа выполнена в МОУ СОШ № 4
Новосибирск 2007
Введение
Серебряный век является значимой эпохой в истории мировой культуры и литературы. Первые два десятилетия XX века – это период расцвета русской литературы, прежде всего поэзии, когда на литературной арене одни за другими сменялись символисты, акмеисты, футуристы. В это время творили: Александр Блок, Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Марина Цветаева и многие другие.
Гениальность Марины Цветаевой неоспорима, её стихи читались, читаются, и будут читаться людьми разных возрастов, национальностей и вероисповеданий. Её уникальность как поэта и в том, что она не относилась ни к одному из течений в поэзии Серебряного века. У неё было свое собственное, не похожее ни на кого и в то же время близкое многим понимание действительности, жизни, любви. Цветаева всегда оставалась самой собой. Её судьба – это непростой путь русской женщины, человека, преданного искусству.
Марина Цветаева начала писать в юном возрасте. Её первый сборник «Вечерний альбом» был издан, когда ей исполнилось 18 лет. В следующем году она встречает Сергея Эфрона, своего будущего мужа. Многие стихи того времени посвящены именно ему. На протяжении своей жизни Цветаева столкнулась со многими испытаниями: это и события в истории России: Первая Мировая война, две революции, Гражданская война; и личные драмы поэтессы: смерть дочери, долгая разлука с мужем, эмиграция. Но, несмотря ни на что, Марина Цветаева продолжала писать. Л. Поликовская в статье о Цветаевой пишет: «…она не могла жить без сонмов, снов… – не могла перестать быть Поэтом»1. Именно эти строки отражают сущность и жизненную позицию Цветаевой – она была поэтом с большой буквы и считала это своим призванием.
Одним из центральных мотивов в творчестве поэтессы является мотив бессонницы. Один из циклов, написанных ею, назван «Бессонница». Значимость мира, пограничного между сном и явью, изучалась такими известными исследователями, как Анна Саакянц, Елена Айзенштейн и многими другими. Но, по нашему мнению, до сих пор остаются нераскрытыми некоторые вопросы. Основная часть научных работ, посвященных бессоннице, была направлена на сопоставление бессонницы и сна. Актуальность проблемы заключается в том, что отдельно образ «бессонницы» практически не рассматривался, и в современной литературе нет чёткого толкования данного образа в творчестве Цветаевой. Какими смыслами наполняется бессонница в лирике Марины Цветаевой, и какую роль она играла для лирической героини её стихотворений до сих пор остаётся тайной. Цель нашей работы – доказать, что бессонница была целым миром для поэтессы и исследовать, каким представлялся этот мир в её стихотворениях.
1. «Бессонница» и «сон» в творчестве Марины Цветаевой
Образ бессонницы в русской литературе имеет свою историю. ............