Содержание
Мировая и отечественная практика франчайзинга
Список используемой литературы
Мировая и отечественная практика франчайзинга Развитие современного бизнеса очень часто приводит к возникновению противоречия между возможностями роста объемов производства качественного товара и его сбыта в достаточных объемах в рамках одной фирмы. Чтобы разрешить это противоречие требуется объединение усилий группы предпринимателей либо фирм, нацеленных на производство и сбыт конкретного товара.
Объединение усилий группы предпринимателей требует создания соответствующего экономического инструмента. Такой инструмент был создан - это франчайзинг.
Сущность франчайзинга заключается в том, что владелец востребованного на рынке товара предоставляет своему партнеру, либо партнерам возможность реализовать этот товар от своего имени. При этом владелец товара получает компенсацию.
Владельца товара называют франчайзером, а его партнеров - франчайзи.
Франчайзинг нельзя назвать принципиально новым экономическим инструментом. Родоначальником франчайзинга считается Singer, применявший его еще в XIX в. В дальнейшем этот инструмент либо его части нашли применение в автомобильной промышленности, продаже нефтепродуктов, системе общественного питания.
Хотя в практике российского предпринимательства франчайзинг как вид деятельности или направление бизнеса встречается достаточно редко, в отечественной экономической литературе этот термин используется достаточно давно. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад. Уже тогда с этим направлением бизнеса связывали большие надежды.
Специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и как результат предлагали свои определения франчайзинга.
Мы постарались выделить в литературе наиболее типичные определения и свели их в табл. 1. Даже самый поверхностный анализ позволяет увидеть в этих определениях как общие черты, так и различия.
Дальнейший анализ позволил выделить в приведенных определениях 10 общих признаков. Они приведены в табл. 2. (см. приложения)
К числу важнейших, с нашей точки зрения, характеристик (признаков) франчайзинга относятся:
1. Система взаимоотношений. Во франчайзинге обычно участвуют две стороны:
франчайзер (франшизодатель), предоставляющий право другой стороне вести особую коммерческую деятельность от своего имени;
франчайзи (франшизодержатель), действующий от имени франчайзера в рамках своего бизнеса.
Естественно, что между ними возникает достаточно сложная система взаимоотношений, охватывающая производственные, коммерческие, экономические, правовые и ряд других вопросов.
2. Ряд соглашений. Данный признак фактически уточняет первый. Система взаимоотношений в любой коммерческой системе, в том числе и во франчайзинге, должна переходить в правовую систему, где она оформляется соглашениями. Таким образом, можно считать, что второй признак не просто дополняет первый, а поглощает его.
3. Коммерческая концессия. Этот признак привязан к существующему отечественному законодательству, в котором понятие "франчайзинг" отсутствует и ряд специалистов заменяют его термином "коммерческая концессия". ............