Часть полного текста документа:МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Химический факультет Кафедра общей химии и хроматографии Специализация аналитическая химия Реферат на тему ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ Выполнил студент 4 курса 442 группы Паньков Павел Петрович Самара 2003 Моделирование экологических проблем и способов их решений на уроках химии В последние годы очень часто можно слышать выражение "кислотные осадки". Они представляют собой различные виды атмосферных осадков, таких, как дождь, снег, туман или роса, с рН ниже нормы (рН < 5,6). Впервые проблема кислотных осадков стала предметом обсуждения на ХXVIII Генеральной ассамблее Международного союза по теоретической и прикладной химии (ИЮПАК), проходившей в Мадриде в сентябре 1975 г. По словам канадского министра окружающей среды Дж.Робертса, "кислотный дождь - одна из наиболее тяжелых форм загрязнения окружающей среды, которую только можно себе представить, опасная болезнь биосферы". Максимальный отрицательный эффект кислотные дожди и газовые выбросы наносят воздушной среде, а через нее - флоре и фауне. Однако велик и уровень загрязнения водной среды [1]. В связи со сложившейся экологической ситуацией учащиеся должны иметь грамотные представления о проблеме кислотных осадков. Одним из средств формирования этих представлений являются наглядные пособия в виде схем, использовать которые можно на занятиях по химии в средней школе в разных классах. Однако, на наш взгляд, рациональнее работать с ними в старшей школе. Основным наглядным пособием при изучении данного материала становится динамическая схема 1 "Влияние кислотных осадков на окружающую среду", которая состоит из двух частей - статической и динамической. Статическая часть, выполненная на большом листе ватмана, представляет изображения основных антропогенных источников кислотообразующих выбросов: теплоэлектростанция (ТЭС), металлургический завод и автомобиль. Основные поставщики диоксида серы в атмосферу - машиностроительные, металлургические заводы (переработка руды, содержащей серу, различные химические технологические процессы - 50% SO2), теплоэлектростанции (сжигание богатого серой угля, мазута - 40% SO2) [2]. Кислотные оксиды азота техногенного происхождения (NО, NO2) образуются из азота воздуха при сгорании топлива, если температура превышает 1000 °С. В России около 25% техногенных выбросов оксидов азота происходит при сжигании топлива на предприятиях тепло- и электроэнергетики, столько же - при различных производственных процессах на предприятиях металлургической, машиностроительной, химической отраслей промышленности (например, получение азотной кислоты и взрывчатых веществ). Главный источник поступления оксидов азота в атмосферу (до 40%) - автотранспорт [см. 2]. Приведенные данные об антропогенных выбросах кислотных оксидов в атмосферу объясняют, почему в статической части схемы 1 приведены изображения именно этих объектов. Возможным дополнением к ним могут быть числовые значения антропогенного поступления кислотных оксидов в атмосферу. Схема 1 Влияние кислотных осадков на окружающую среду Статическая часть Динамическая часть Кроме антропогенных источников кислотообразующих выбросов в статической части схемы 1 изображены различные природные среды обитания живых организмов: гидросфера, атмосфера и литосфера. ............ |