Часть полного текста документа:Молитвы, канты, марши эпохи Петра Грачев В. Н. Во времена Петра I (1672-1725 гг.) в связи с выдающимися победами русского оружия большое распространение получили торжества и празднества с участием музыки. Как справедливо отмечает Т. Ливанова, "такие торжества следовали одно за другим: в 1702 г. - по случаю взятия Шлиссельбурга, в 1703 г. - снова по случаю побед над шведами, в 1704 г. - взятие Нарвы и Дерпта, в 1709 г. - победа под Полтавой, в 1721 г. - заключение Ништадтского мира, в 1722 г. - взятие Дербента..."(1) Русские славильные песнопения в тот период представляли собой довольно пеструю картину. Появившиеся тогда светские и полусветские жанры музыки панегирического содержания: торжественные виваты и канты ("виватные канты"), псальмы (псалмы) западного гомофонно-гармонического склада, прославлявшие деяния царя, но не порывавшие с церковной традицией, соседствовали с одноголосными величальными напевами-молитвами в традициях знаменного пения. По аналогии с богослужебными напевами, канты создавались к определенным датам и торжественным событиям. На одно событие, как и для богослужения, слагалось сразу множество (не один десяток) таких песнопений. Вместе с символикой триумфальных врат, с торжественной канонадой, с красочным блеском фейерверков и иллюминаций, трубными фанфарами, риторикой панегирических пьес и вышеупомянутыми более традиционными полуцерковными славильными напевами, они составляли атрибутику прославления, бытовавшую в то время.(2) В конце XVII-начале XVIII вв. русские славильные напевы стали обогащаться инструментальным сопровождением: сигналами фанфар, музыкой литавр ("гласами трубными и мусикийскими" - как написал современник).(3) Иностранный путешественник отметил, что, в связи с торжествами по случаю взятия Нотенбурга, "наверху [триумфальных] ворот была устроена вислая площадка, на которой стояли, по два в ряд, восемь молодых юношей, великолепно разодетых, сливавших свое пение с музыкой"(4) (тогда как ранее встречались только отзывы о негативном отношении русских к инструментальному сопровождению пения). На возможное исполнение хоровой партии в унисон с инструментальным аккомпанементом указывает и фанфарный склад фактуры ряда виватов и кантов той поры. Но дошедшие до нас нотные записи фиксируют только слова и вокальные партии величальных напевов той поры и более позднего периода (гимн в вокально-хоровом изложении со словами писали чуть ли не до начала XIX в.). Почему так? По-видимому, примат слова и пения, идущие от традиции богослужения, оставлял за рамками важнейшего, необходимейшего даже такие важные (с художественной точки зрения) атрибуты, как инструментальное сопровождение. При этом фанфарные сигналы с литаврами в кантах, по-видимому, исполнялись "по правилам", а не по нотам. Наиболее известные канты гимнического содержания были созданы по случаю победы под Полтавой (свыше 20 наименований) и на заключение Ништадтского мира. Исполнение кантов и виватов тогда заканчивалось пением молитвы "Многие лета". Поскольку в эпоху Петра Россия много и успешно воевала, большое значение приобрела музыка маршей, наиболее торжественные из которых создавались по случаю побед и воспринимались как гимны - символы тех событий. Канты, марши и духовные гимны эпохи Петра I еще не претендовали на роль единого гимна. ............ |