Муниципальное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа №15
Исследовательская работа
на тему:
Молодежные субкультуры
Выполнила:
Ученица 10-А класса
Бычкова Анастасия
Руководитель:
Медведева Екатерина Александровна
Учитель биологии СОШ №15
Одинцово
Введение
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Не проходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. К концу ХХ столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она переживает настоящий бум. Отклонения от норм могут носить позитивный и негативный характер. В первом случае девиантным поведением может послужить проявление инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений. Во втором же случае последствиями отклоняющегося поведения может послужить вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а так же личности, допускающей негативные отклонения. Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека или группы людей: чудачества, эксцентричность. Примером такой девиации являются различные неформальные молодежные объединения (неформалы).
Неформалы - так называемая особая субкультура. Она закрыта от исследования, мало привлекает внимание социологов, психологов. Трудность состоит в том, что в данном случае нельзя говорить о неформальных течениях, не общаясь с людьми, которые к ним относятся.
Цель моей работы: 1. Изучить основные литературно-публицистические источники по проблеме молодежных течений. Познакомиться с историей возникновения различных неформальных объединений, их традициями и идеологией. 2. Изучить мнения учеников старших классов по проблеме молодежных течений. Проведя анкетирования среди старших школьников, я хочу узнать, что же в принципе известно учащимся о неформалах. Сопоставить их мнения с действительностью. Так же изучить материал прессы, отражающей, как известно, общественное мнение, и сделать выводы по поводу роли данной девиантной группы в обществе в целом.
Особенности девиантного поведения
В зарубежной науке психология девиантного (отклоняющегося) поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления и развития. Тем не менее ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на то, что должен включать в себя термин «отклоняющееся поведение». Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предполагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи – различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и т.п.), четвертые – социальное творчество. ............