Мониторинг воспитательного потенциала семьи
Актуальность проблемы, обозначенной в названии статьи, обусловлена существенным возрастанием в современном российском обществе интереса к проведению грамотной, стратегически выстроенной социальной политики в области формирования системы воспитания. В настоящее время задача поддержки семьи выдвинута в разряд первостепенных, что позволяет надеяться на активизацию исследований в этой области.
Формирование активной семейной политики предполагает тщательное изучение таких вопросов, как повышение ценности семейного образа жизни, родительства, укрепление социальных норм семьи и брака. Это невозможно без достоверной информации о реализации семьей своей воспитательной функции.
Приходится признать, что в изменяющихся социальных условиях российской действительности эффективность выполнения семьей воспитательной функции снизилась. Растет удельный вес неполных семей, имеющих детей до 18 лет (23,3%), увеличиваются число разводов, количество детей, родившихся вне зарегистрированного брака (до 30%), возрастают масштабы социального сиротства и подростковых девиаций (в частности, безнадзорность несовершеннолетних, подростковая преступность, алкоголизм и наркомания). Доля несовершеннолетних правонарушителей составляет 12,4% от общей численности лиц, совершивших преступления (2004 г.). По данным опросов ВЦИОМ, 36% респондентов полагают, что к довольно распространенным явлениям следует отнести плохое воспитание детей, их заброшенность и беспризорность [1].
Получили распространение социально обусловленные заболевания подростков, которые приводят к хроническому нарушению здоровья и преждевременной смерти. С 1993 г. у детей регистрируются и устойчиво растут к 2004 г. алкоголизм (в 2,2 раза), токсикомания (в 3 раза), наркомания (в 20 раз), сифилис (в 65 раз). Среди школьников IX—XI классов 70% употребляют алкоголь, 11% формируют "группу риска", около 40% курят, 6—10% — хотя бы один раз пробовали наркотики. Число болезней, передающихся половым путем, у девочек до 14 лет за 1990—2002 гг. увеличилось в 87 раз, что объясняется ранним опытом половых отношений и вовлечением девочек в проституцию [2, с. 53].
Лабораторией проблем семейной политики ГНИЙ семьи и воспитания ведутся научные исследования в области мониторинга воспитательного потенциала российской семьи, разработаны научно-методологические рекомендации для его проведения, сформирована программа и инструментарий социологических исследований в этой области [3]. Осенью 2006 г. по заданию Московского правительства было проведено социологическое исследование "Московская семья 2006". Оно позволило оценить влияние социальных и демографических процессов, а также внутрисемейных отношений как детерминант воспитательного потенциала семьи и определить перспективы его развития. Результаты исследования могут послужить научным обоснованием приоритетных направлений и путей совершенствования государственной политики в отношении семьи и детей.
Прежде чем обратиться к анализу сущности воспитательного потенциала семьи, остановимся на подходах к определению понятий воспитание и воспитательная функция семьи. В контексте нашего исследования воспитание понимается в широком социальном смысле: оно включает в себя целостное воздействие общества на человека, т.е. ............