Часть полного текста документа:Монополизм в экономике. План. 1.Введение. 2.Понятие естественной монополии. 3.Государство и естественные монополии. 4.Методы регулирования естественных монополий. Введение. Прежде, чем приступить непосредственно к анализу естественной монополии, необходимо представить себе модель рынка несовершенной конкуренции, в рамках которой и существует монополия, одной из видов которой является естественная монополия. В принципе, лучшим способом характеристики модели рынка несовершенной конкуренции является сопоставление последней с моделью рынка совершенной конкуренции и выявление различий между ними. Поэтому, на мой взгляд, необходимо прежде сказать несколько слов о рынке совершенной конкуренции, который, в принципе, является идеальной моделью, поскольку в реальности не существует. Итак, для модели рынка совершенной конкуренции характерны следующие признаки: 1.наличие на рынке множества независимых продавцов и покупателей, каждый из которых производит или покупает лишь малую долю общего рыночного объёма данного товара; 2.однородность товара и одинаковое восприятие покупателями продавцов; 3.отсутствие входных барьеров для вступления в отрасль новых производителей и возможность свободного выход из отрасли; 4.полная информированность всех участников рынка; 5.рациональное поведение всех участников рынка. Теперь на основе отличий по вышеперечисленным пунктам попытаемся обрисовать модель рынка несовершенной конкуренции. Говоря о рынке несовершенной конкуренции, можно углубляться в анализ, к примеру, олигополии или же монополистической конкуренции, которые являются реальными субъектами рынка несовершенной конкуренции, однако затрагивание, тем более и анализ, данных субъектов не является нашей задачей, поэтому ограничимся рассмотрением особенностей чистой монополии. Итак, что же такое монополия? В принципе, монополию можно охарактеризовать как рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов. Из данной характеристики следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей этого товара. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив, в результате чего покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. В противоположность субъекту рынка совершенной конкуренции, который "соглашается с ценой", монополист диктует цену, то есть осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объём предложения. При нисходящей кривой спрос на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта. Одним из важнейших отличительных признаков монополии является наличие барьеров для входа в отрасль, то есть ограничителей, которые предотвращают появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для поддержания монопольной власти. Если бы был возможен свободный вход на монополизированные рынки, то экономические прибыли, получаемые монопольными фирмами, привлекли бы новых производителей и продавцов. ............ |