Часть полного текста документа:Московская агломерация: возникновение и основные аспекты развития Москва: от Кремля до Мытищ. Москва и вечные вопросы. Транспорт - пульс Москвы. Проблема экологии. "Агломерации - раковая форма городов" Мишель Руж, исследователь агломераций. ХХ век - век урбанизации, век, когда некогда аграрные страны сосредоточили почти всё население в городах, век, в который люди заперли себя в замкнутом пространстве, люди, которые забыли, что такое воздух без запаха бензина, которые не видят звёзд по ночам, так как они затянуты смогом... Но проблема даже не в этом, ужасно то, что нам это даже нравится. Город как вирус или, скорее как наркотик всё больше и больше затягивает всё живое. И определение этому наркотику уже найдено. Город - очаг зарождения и распространения нового - в науке, технике, производстве, культуре, искусстве. Город - двигатель прогресса. Виктор Гюго писал, что город выполняет роль мозга. Ещё одно его назначение - быть центром своего окружения. Но именно как вирусы, города ничтожно малы по отношению к остальной площади суши - все города планеты занимают не более 1% площади суши, а живёт в них свыше 40% населения Земли. Если крупные города были названы чудовищами, приговорёнными к непрерывному росту, то об агломерациях - тесных скоплениях городов - так можно сказать с ещё большим основанием. Многих этот рост пугает, и агломерации становятся объектом яростной критики.В них видят результат хаотического разрастания городов, расплывающихся подобно масляному пятну. Разбухающий гигантский город и окружающее его скопление так же расплывающихся поселений-спутников похоже на болезнь или на стихийное бедствие. Это какое-то неудержимое половодье, лавина, безжалостно сметающая всё на своём пути. Но есть и прямо противоположные точки зрения. Агломерации характеризуют в качестве ключевых форм современного расселения, прочат им большое будущее, считая, что они внесут решающий вклад в совершенствование расселения, в улучшение условий жизни людей. Однако независимо от того, как относятся люди к агломерациям, они - объективная реальность, имеющая свои законы развития. Города перерастают в агломерации, поглощая пригороды и образуя зоны сплошной застройки, функционально тесно связанные с ядром города (маятниковые миграции, культурно-бытовые связи, производственные связи предприятий и их филиалов и т. д.). Такое срастание стимулируется развитием транспорта, растущей "достижимостью" любой точки агломерации. Урбанизация создаёт сложнейший узел противоречий, которые и заставляют рассматривать агломерацию как нечто действительно глобальное. Существует несколько аспектов: экономический, экологический, социальный и территориальный (последний выделен достаточно условно, так как он объединяет все предыдущие). Экономический аспект заключается в том, что если раньше концентрация промышленности давала дополнительный эффект, то позже на передний план выступили негативные моменты: транспортный паралич (пробки), трудности водоснабжения, проблемы экологии. В связи с этим промышленность вынуждена "уходить" из крупных городов, её место занимают другие функции. Это и научные и научно-исследовательские и опытно-конструкционные разработки, финансово-управленческие и др. Экологические проблемы агломераций состоят в том, что они концентрируют все виды загрязнения окружающей среды, оказывая прямое и косвенное влияние на огромные территории. Социальный аспект агломераций действительно глобальный. ............ |