Часть полного текста документа:Реферат по москвоведению на тему: "Московский транспорт раньше и теперь" ученика 9 класса "в" средней школы № 856 Варнавского Евгения 1997 План: 1. Вступление 2. Извозчики 3. Трамваи 4. История Московского метро 5. Перспективы 6. Послесловие Вступление История московского транспорта не менее интересна чем, например, история Кремля. Ни один город не может обойтись без общественноготранспорта. Даже сейчас, когда у многих есть свои собственные средства передвижения, мы не можем представить свою жизнь без метро или автобуса. Тысячии тысячи людей ежедневно пользуются московским транспортом. Общественный городской транспорт играет очень важную роль в жизни населения. До XX века основным видом московского транспорта были извозчичьи упряжки. Они представляли из себясани или дрожки с запряженной в них лошаденкой. Извозчики побогаче имели вместо дрожек колиберы, прозванные "гитарами". Описание "гитары" имеется в книге В.А. Гиляровского "Москва и москвичи": Из переулка поворачивал на такой же, как и наша, косматой лошаденке странный экипаж. Действительно, какая-то гитарана колесах. А впереди - сиденье для кучера. На этой "гитаре" ехали купчиха в салопе с куньимворотником, лицом и ногами в левую сторону, и чиновник в фуражке с кокардой, с портфелем, повернутый весь в правую сторону, к нам лицом. Так я в первый раз увидел колибер, уже уступивший место дрожкам, высокому экипажу с дрожащим при езде кузовом,задняя часть которого лежала на высоких, полукругом, рессорах. Впоследствии дрожки были положены на плоские рессоры и стали называться, да и теперьзовутся, пролетками. Извозчиками работали в основном крестьяне, на зиму приезжавшими со своими санями и лошадьми в город в надеждеподработать, поэтому зимой извозчиков в Москве было намного больше, чем летом. Извозчики делились на ломовых, выполнявших грузовые перевозки, лихачей - владельцев лучших лошадей иэкипажей, и ванек - самых дешевых. Извозчики обычно поджидали своих клиентов на улице, в местах скопления народа: вокзалах, площадях. Когда извозчиков было несколько,они набрасывались на прохожих с предложением услуг, и величали каждого, судя по одежде, кого "ваше степенство", кого "ваше благородие", а кого и "вась-сиясь". Кричали, ругались. Наконец по общему соглашениюназначалась цена, хотя нанимали одного извозчика и в один конец. Но для нанимателя дело еще не было кончено, и он не мог взять извозчика, который бралподходящую цену. Все ломовые собирались в круг, и в чью-нибудь шапку каждый бросал медную копейку, как-нибудь меченую. Наниматель вынимал на чье-то"счастье" монету, и с обладателем ее уезжал. Извозчичьим "парком" несомненно являлась Лубянская плошадь. Лубянка - один из центров города. Против домаМолосова (на углу Большой Лубянки) была биржа наемных экипажей допотопного вида, в которых провожали покойников. Там же стояло несколько более приличныхкарет - дельцы, не имеющие собственных выездов, нанимали их для визитов. Вдоль всего тротуара - стояли сплошь, мордами на площадь, а экипажами к тротуарам -запряжки легковых извозчиков. На морды лошадей были надеты торбы, или висели на оглобле веревочные мешки, из которых торчало сено. Лошади кормились, пока иххозяева пили чай. Тысячи воробьев и голубей, шныряя безбоязненно под ногами, подбирали овес. ............ |