Часть полного текста документа:"Московское метро" Первые проекты Московского метрополитена появились еще в 1902 году. Инженеры Антонович и Балинский тогда предоставили наиболее грамотные проекты, но, к сожалению, идея создания метрополитена в Москве в те годы так и осталась без внимания. А между тем, на стыке двух столетий, когда в России наблюдался рост промышленного производства и культуры, метрополитен мог бы быть построен. Эту мысль подтверждает и сооружение Московской окружной железной дороги в 1902-1907 гг., сыгравшей решающую роль в формировании структуры сети линий метрополитена. По замыслу основным назначением Окружной дороги были пассажирские перевозки по живописным и историческим местам вокруг Москвы. Первоначально по проекту инженеров намечалось проложить четыре концентрических железнодорожных колеи, но в силу финансовых осложнений была одобрена постройка только двух. Построенная 50 лет назад Окружная железная дорога и сегодня используется для грузовых перевозок. Сейчас рассматривается несколько проектов ее дальнейшего использования, в том числе в качестве дополнительного пассажирского кольца. Все здания вокзалов Московской окружной железной дороги являются архитектурно - промышленными памятниками. В проектировании, изысканиях, и прокладке Московской Окружной железной дороги, которая впоследствии стала обслуживать только товарные перевозки, непосредственное участие принимал В. Л. Николаи, будущий руководитель реального проекта первых линий Московского метрополитена. Думается, что он наиболее объективно мог сопоставить две грандиозные московские стройки, и подтвердить возможность осуществления внеуличной надземной или подземной железной дороги еще в начале этого века: наземное кольцо Окружной дороги протяженностью около 55 км, построенное за пять лет, всего на пять километров короче линий первых четырех очередей Московского метрополитена. Перед Первой мировой войной транспортный кризис в Москве резко обострился, в результате чего появилось несколько новых предложений метрополитена, инициированных Городской Управой. Населенность Москвы к 1915 г. достигла двух миллионов и, казалось, что проблема приобретает облик реальности, но помешали революционные события 1917 года. В 1918 году Москва приобрела статус Советской столицы, и об усовершенствовании ее стали думать на государственном уровне. Однако гражданская война еще более увеличила разруху, а число жителей сократилось в два раза. Для быстрейшего восстановления городского коммунального хозяйства в Москве было создано специальное управление МКХ, поручившее входящему в него Управлению Московских городских дорог трамвайной сети проектирование метрополитена. Эта работа, почти полностью предопределившая характер строительства первой линии возглавлялась опытными инженерами К. С. Мышенковым и С. Н. Розановым и другими ведущими специалистами, перешедшими в организованный в 1931 году "Метрострой". Проходка в этом же году началась с опытного участка, а затем - Метропроекта выпущенного под руководством проф. В. Л. Николаи. Интересно, что постройка первого в мире Лондонского, и первого в России Московского метро осуществлялась по чертежам, разработанным еще до создания строительных организаций. 15 июня было принято решение о сооружении метрополитена в Москве. ............ |