СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Мотивация достижений и избегания неудач в спортивной деятельности
1.1 Теоретический анализ понятия мотивации в спортивной психологии
1.2 Влияние мотивации достижения и избегания неудач на спортивную деятельность
1.3 Факторы формирования мотивации достижения успехов у спортсменов
2. Исследование мотивации достижения успеха и избегания неудач у спортсменов, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта
2.1 Методика исследования
2.2 Интерпретация полученных результатов
2.3 Практические рекомендации тренеру и спортивному психологу
Заключение
Список использованных источников
Введение
Исследование мотивации достижений начали проводиться еще в середине прошлого века. Д.С. Мак-Клеланд, в результате исследования, он выявил, что существуют индивидуальные различия в мотивации достижений. Позже вопросами мотивации занимались такие видные ученые, как Аткинсон Дж., Физер Н., Х. Хекхаузен и др. В отечественной психологии проблемами мотивации занимались и занимаются: Коломейцев Ю.А., Гогунов Е.Н., Стамбулова, Мельников М. и др. [14,с.15].
Ряд современных спортивных психологов отмечают, что в процессе занятия спортом не всегда учитываются интересы и потребности молодежи. А в то же время, знание тренера об особенностях мотивационных состояний каждого из своих учеников представляет особую значимость в его профессиональном росте. Блок мотивации является пусковым механизмом деятельности, поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировок и соревнований, регулирует содержание активности, использование различных средств для достижения желаемых результатов [14, с. 63].
Особенно важно формировать мотивацию достижения успеха у спортсменов высокого класса, т .к. в современном спорте высоких достижений , очень сильно возросло качество и мастерство спортсменов. Если еще, лет 20 назад, рекорд мог продержаться несколько лет и уровень подготовки спортсменов значительно отличался, то теперь, это различие практически отсутствует. Сейчас спортсмены на соревнованиях приблизительно с одинаковым высоким уровнем физической подготовки [9,с.12].
Таким образом, для того, что бы спортсмен достиг высоких результатов и победы, очень важно во время тренировочного процесса формировать у него мотивацию достижения успеха. А для этого необходимо знать, какие именно мотивы являются доминирующими для спортсменов, и какие факторы способствуют формированию мотивации достижения успеха.
1 МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Теоретический анализ понятия мотивации в спортивной психологии
В сущности, мотивация – обширное понятие, охватывающее сложный процесс управления направлением и интенсивностью усилий. Психологи, работающие в области спорта и физической культуры, рассматривают мотивацию с различных специфических позиций, выделяя внутреннюю и внешнюю мотивацию, мотивацию достижения и мотивацию в форме соревновательного стресса. Эти составные формы мотивации являются составными определения мотивации.
Мотивация – это ключевая переменная овладения спортивными навыками, умением их демонстрации [1, с.45].
Мотивация – это, прежде всего стремление к успеху, высоким результатам в своей деятельности. ............