Часть полного текста документа: Доклад на тему: МУЗЕЙ А. С. ПУШКИНА Доклад: Михеева Андрея Ученика 7 "Б" класса Школа № 424 МОСКВА 1997г. После Государственного Эрмитажа в Ленинграде столичный Музей А. С. Пушкина является вторым по ценности собранных в нем памятников искусства Древнего Востока, античного мира и Западной Европы. Краткая история музея такова. Еще в XVIII веке в недрах Московского университета возник кабинет, в котором собирались и научно обрабатывались коллекции по нумизматике и геральдике. Это были первые экспонаты будущего музея. Идея создания в Москве музея изящных искусств принадлежала ученым университета. Позднее за создание "эстетического музея" подала и свой голос княгиня Зинаида Волконская, салон которой пользовался известным влиянием в культурной и художественной жизни Москвы. В 1831 году была обнародована программа будущего музея. В ней в частности указывалось: "...Желательно бы было, чтобы изящные искусства не ограничивались одними мастерскими художеств, но вошли бы непосредственно в круг общественного воспитания и образовали бы в народе чувство эстетическое. Сей цели невозможно достигнуть, не имея перед очами лучших произведений резца, кисти и циркуля. Петербург богат семи способами: в Эрмитаже, Академии художеств, во многих частных галереях, между сокровищами оригинальными, изящные слепки и копии могут дать понятие об искусстве всякому, желающему проницать в его тайны. Москва, за исключением некоторых частных галерей. отдаленных от города, как-то: князя Юсупова в Архангельском и графа Шереметева в Останкино, не имеет сих сокровищ. Предмет сего проекта пособить недостатку и, с одобрения высшего правительства, в Москве, под непосредственным ведомством Московского университета... основать эстетический музей". Правда в те годы и сокровища Эрмитажа и тем более частные коллекции Юсупова и Шереметева не являлись достоянием народа. Только высшая вельможная и аристократическая знать могла любоваться шедеврами изобразительного искусства. Но так как на строительство музея, ни "высокие покровители", ни правительство специальных ассигнований не отпустило, то открытие его в Москве на многие годы откладывалось. Только потому, что передовая интеллигенция Москвы в лице профессоров Московского университета выступили активными поборниками музея, строительство его было поставлено на практические рельсы. Вдохновителем и руководителем дела создания музея стал профессор Московского университета И. В. Цветаев. В конце 80-х годов прошлого века от частных лиц начали поступать пожертвования на строительство специального здания музея. А до этого при Московском университете существовавший кабинет, собирал отдельные экспонаты и коллекции по изящным искусствам. Здесь были слепки, служившие учебным пособием при преподавании истории искусств, а также старинная коллекция нумизматики. В 1894 году начались работы по проектированию здания для музея. Проект был разработан архитектором Р. И. Клейном, получившим за него звание академика архитектуры. В 1898 году приступили к строительству музея, которое было закончено лишь в мае 1912 года. Пока сооружалось здание музея, его организаторы систематически накапливали коллекции для будущей экспозиции. Помимо денежных пожертвований от частных лиц поступали также слепки с древнейших произведений искусства. ............ |