Часть полного текста документа:Музейная педагогика в аспекте регионального культурологического образования студентов И.К.Чиркова Каждому из нас неоднократно приходилось бывать в местных и столичных музеях, знакомиться с их экспонатами, восхищаться их красотой и неповторимостью. Однако далеко не всякий знает о том, что современный музей представляет собой многопрофильное учреждение, решающее наряду с экспонированием памятников культуры, целый ряд других важных задач, без которых нормальная деятельность музея просто невозможна, таких, как научно-исследовательская работа с хранящимися ценностями, их описание и датировка, установление подлинности авторов произведений, обновление и закупка новых экспонатов, реставрационная работа, издание печатных трудов, в которых представлены целые коллекции или произведения одного мастера. Наконец, музей ведет просветительскую деятельность среди населения, предоставляя свои экспонаты для всеобщего обозрения. В нашей статье речь пойдет преимущественно об образовательных функциях художественного музея, который включает собрания изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства. Этот тип музейного учреждения следует отличать от близкого ему по идейному замыслу историко-культурного музея, примерами которого могут служить архитектурные памятники и соборы, старинные усадьбы, заповедники, дома-музеи и т.п.; в них хранятся главным образом вещественные элементы, представляющие определенную культурную и историческую ценность. Хотя популярность музеев во всех странах мира год от года возрастает, особую значимость художественные музеи приобретают в нашей стране в связи с актуальностью изучения отечественной культуры, обращения к исторической памяти народа, обретения национального самосознания. По нашему мнению, местные художественные музеи могут рассматриваться в качестве важнейшего элемента региональной культуры, а музейная педагогика - составной частью регионального компонента культурологического образования, в котором изучению местных художественных традиций и ценностей отводится решающая роль. В то же время любой крупный музей, как известно, содержит немало экспонатов, имеющих не только региональную, но и общенациональную значимость, является памятником национальной культуры. Это позволяет органически сочетать в образовании студентов благодаря использованию музейной педагогики региональный компонент с общенациональным. Музейные экскурсии, беседы и лекции являются хорошо апробированным методом художественно-эстетического воспитания и образования, являющимся составной частью культурологического цикла образования. Мы активно использовали этот метод в процессе преподавания культурологии на факультетах русской филологии и культуры и на факультете иностранных языков ЯГПУ. Наш педагогический опыт свидетельствует о том, что музейная педагогика оказывается высоко эффективным воспитательным средством в том случае, если она сочетается с традиционными формами обучения - лекциями и практическими занятиями, ориентированными на изучение истории отечественной культуры в органической связи с историей культуры Ярославского края. Рассмотрим более подробно содержательные стороны музейной педагогики: ее цели, методы, задачи и функции. ............ |