Реферат
Выполнил: ст. гр. 391 Копытова О.С.
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)
Новосибирск 2009
Введение
Жизнь была бы ошибкой без музыки
Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche)
Ничто так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей от десяти до двадцати лет живет исключительно ею. Это их страсть. Ничто не возбуждает их так сильно. Они не способны всерьез воспринимать что-нибудь другое. В школе, институте или дома они только и ждут возможности подключиться к своей музыке.
Место и роль музыки в формировании общечеловеческих ценностей определяется многофункциональностью музыкального искусства. Так, в число важнейших функций музыки входит эвристическая, информационная, познавательная, коммуникативная, организаторская, эстетическая и др.
Музыкальная культура - это сложная социальная система, которая включает в себя часть художественной культуры данного общества и представляет совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей.
Под музыкальной культурой личности подразумевается: во-первых, индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; во-вторых, свойства личности, показателями которых является музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное ее восприятие, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, «открытость» к новым музыкальным направлениям, знаниям о современном искусстве, а также устойчивость музыкально-эстетических традиций, художественный вкус, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).
Целью данной работы является анализ музыкальной культуры в качестве фактора формирования общечеловеческих ценностей у современного студента в условиях трансформации общества. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи: раскрыть место и роль музыкальной культуры в жизни молодежи от школьного возраста, до студенчества.
Музыкальные предпочтения молодежи
Основными социальными институтами, которые влияют на духовное развитие современной молодежи являются семья, школа, социум. Поэтому для понимания места и значения музыки в жизни современного студента, необходимо иметь представление о музыкальных вкусах и предпочтения школьника. Именно в раннем возрасте закладываются качества, которые, в последствии, определяют восприятие мира в целом и музыкальной культуры, в частности.
В информационную базу исследования вошли результаты авторских социологических исследований, проведенных на базе школ городов Казани, Набережные Челны, Нижнекамск, Лениногорск, а также школ сельской местности Республики Татарстан в период с 2002 по 2004 год. Выборочная совокупность составила 1200 человек. Из них: городских детей – 74,6%, сельских – 25, 4%. Распределение по национальности: татары – 49%, русские – 44,3%, другой национальности – 6,7%. ............