Музыкальная культура Астрахани
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. У истоков. 4
2. Под эгидой музыкального общества. 8
3. Астраханская консерватория. 12
Список литературы.. 18
Введение Эта работа посвящена музыкальной культуре Астрахани. Задача реферата — исследовать непосредственные связи искусства с общественной жизнью. Обращение к музыкальному краеведению способствует воспитанию чувств патриотизма и интернационализма, открывает замечательные примеры гражданской позиции крупнейших мастеров искусства. Современным музыкантам, да и другим деятелям культуры, помогают в их повседневной работе, в осмыслении дел сегодняшних лучшие традиций прошлого.
Предстоящие годы ознаменуются коренными изменениями жизни в низовьях Волги. Экономическое и социальное развитие Астраханской области, которое определяется введением в строй уникального газового комплекса, новых крупных заводов, дальнейшим освоением Волго-Ахтубинской поймы, неизбежно потребует значительного подъема музыкальной культуры. При этом должны будут найти свое продолжение немалые достижения прошлого, о которых речь пойдет ниже.
1. У истоков В Астрахани с начала XVIII века уже имелось профессиональное музыкальное искусство, культивируемое церковью. Так, первый русский профессор и академик В. К. Тредиаковский был певчим архиерейского хора в училище при Троицком монастыре (на территории астраханского кремля), а позднее, в Петербурге, помимо научных и литературных занятий он сочинял духовные концерты[1]. О том, что в Астрахани проявляли интерес к музыке, говорят немногочисленные, принадлежащие ныне книголюбам рукописные сборники церковных песнопений с крюковой нотацией, имеющие, по-видимому, древнее происхождение. Примечательно также хранящееся в библиотеке Астраханского областного историко-архитектурного музея-заповедника (далее краеведческий музей) латинское «Наставление по хоральному пению», которое содержит нотные тексты на четырехлинейном нотном стане; судя по рукописным пометкам, оно принадлежало католическим монахам-капуцинам, жившим в городе в начале XVIII века.
Достоверные сведения о конкретных деяниях в области музыкальной культуры Астрахани относятся к началу XIX века. Они связаны с личностью И. В. Добровольского, а отчасти и его братьев.
Работа И. В. Добровольского в театре оказалась непродолжительной. Чиновники Казанского учебного округа, которым подчинялись гимназия и театр, вынудили его уйти со службы. Дальнейшая судьба музыканта мало известна. Имя его брата Николая (скрипача) упоминается в заметках о концертах в Астрахани до 1853 года.
«Азиатский музыкальный журнал» И. В. Добровольского был не только первым русским музыкальным периодическим изданием в провинции, но и одним из первых в России литографированных изданий. Причем не исключено, что Добровольский сам сконструировал литографический станок (у него имелись другие изобретения и в их числе — оригинальные инструменты из бумаги, напоминавшие по звучанию роговой оркестр). Этот журнал являлся и первым в России музыкально-этнографическим изданием. Предполагалось помещать в нем «армянские, персидские, индийские, горские, киргизские, чеченские, грузинские, татарские, калмыцкие, хивинские, бухарские, черкесские, кабардинские, казацкие, лезгинские и туркменские песни и пляски, которые будут положены как для фортепиано, так и для полной музыки». ............