Часть полного текста документа:Музыкальная культура эпохи феодальной раздробленности Владышевская Т. Ф. Из нее, как из колоса, выросли новые независимые княжества, матерью которых была Киевская Русь. Князья полутора десятков новых суверенных княжеств, подобных западноевропейским королевствам, обособились, вышли из повиновения Киеву, начали жить самостоятельно и занялись устроением своих земель. Распад Киевского государства начался уже в начале XII в. После смерти Ярослава Мудрого, когда по его завещанию основные города с окружавшими их областями перешли во владение его сыновей, киевский престол уже не в силах был сдержать стремления молодых княжеств к политической самостоятельности. Междоусобная борьба князей трагически осложнилась набегами степных кочевников бескрайнего "дикого поля", стремившихся проникнуть в глубь Русской земли. Сначала это были набеги половцев, а затем ордынское нашествие. "И раздрася вся Русская земля" - записано в Летописи под 1132 г. Однако первый этап этого периода (XII - начало XIII в.) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать, а, наоборот, ростом городов, развитием и расцветом русской культуры во многих областях. Конкуренция княжеств вынуждала князей заниматься строительством, украшать постройки, устраивать монастыри, которые становились культурными центрами. Воздвигнутые новые соборы наполняются певцами, украшаются фресками и иконами. Для них пишут новые книги. Традиции византийского канона, на которых основывалась церковная культура Киевской Руси X-XI вв., продолжают развиваться в новых удельных самостоятельных княжествах - Новгородском, Владимиро-Суздальском, Смоленском, Полоцком, Рязанском и других. Но вместе с тем создаются монастыри, школы, иконописные мастерские, скриптории, в которых писали книги. Во второй половине XII в. возвышается Владимиро-Суздальское княжество. Этому способствовали заботы владимирских князей и в первую очередь Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, сделавшего постоянным местом жительства не Киев, а Владимир Суздальский. С. М. Соловьев оценивает эту перемену как событие поворотное, с которого начинается на Руси "новый порядок вещей"1. Столица перемещается на север, во Владимир. Сохранившиеся от того времени белокаменные постройки, украшенные изображениями львов, барсов, грифонов, кентавров, всадников, о которых летописец писал, что они, украшенные "всею хитростью", доступной человеку, говорят о стремлении князей возвысить свою резиденцию над старым Киевом. С этой же целью князь Андрей строит в новой столице величественный Успенский собор (1160), по высоте равный Киевской Софии, в который перевозит из Киева икону Владимирской Богоматери, гениальное византийское произведение, ставшее главной святыней всей Владимирской, а затем и Московской Руси. Под сводами Владимирского Успенского собора венчались на великое княжение московские государи вплоть до Ивана III. В 1408 г. храм был заново расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Андрей Боголюбский был незаурядным, образованным человеком, при нем во Владимире велась огромная работа по созданию музыкальных и литературных произведений, связанных с культом Богородицы. Под окнами княжеского дворца в Боголюбове была возведена первая церковь Покрова Богородицы, до сих пор восхищающая нас своей стройностью и поэтичностью. На торжественных похоронах князя Андрея Боголюбского во Владимире в Успенском соборе пел хор. ............ |