Часть полного текста документа:Надежная защита от обидных слов Обидные слова подстерегают нас ежедневно - часто когда мы меньше всего к этому готовы. И, похоже, повсюду: на дороге в часы пик, когда в людях проявляются худшие качества; в очередях, когда у нас кончается терпение; на работе и за праздничным столом, где люди считают грубость чуть ли не дозволенной. Критические выпады настолько разнообразны, что не поддаются классификации. Тут и "легкие", повседневные уколы (поздравляю, наконец-то!), и такие, когда от обиды темнеет в глазах ("я вижу, ты занята тем, что у тебя лучше всего получается, - опять ешь"). Иногда слова выдают просто бесчувственность. Собравшись с духом, сын сообщил матери, что от него ушла жена, а в ответ услышал: "Долго же она собиралась". Считается, что в семье мы можем спрятаться от мира. А на самом деле родственники говорят друг другу такое, чего они никогда не сказали бы постороннему, зачастую добавляя в оправдание: "Ты ведь знаешь, я говорю это, потому что люблю тебя". Одна женщина вспоминает, как однажды, когда ей было 12 лет, она стояла перед зеркалом и ее мать вдруг сказала: "Не переживай, дорогая. Если нос еще вырастет, можно будет сделать операцию". До этого дня девочке и в голову не приходило, что у нее не идеальный нос. Особенно "хороши" завуалированные оскорбления, которые называют "конструктивной критикой", хотя они не имеют к ней никакого отношения. Их легко узнать по сопровождающим фразам, таким как "надеюсь, я могу говорить с тобой откровенно" или "я говорю это вам для вашей же пользы". Получается, что вы должны чуть ли не восхититься чистосердечием критикующего и оценить его заботу, в то время как вы с трудом приходите в себя после удара поддых. Защищаясь от оскорблений, легко оказаться в порочном круге ударов и контрударов. К счастью, есть способы отразить нападение обидчика, не уронив собственного достоинства. Когда в следующий раз вы станете объектом критики, попробуйте воспользоваться нашими советами. 1. Постарайтесь понять. Тот, кто критикует других, часто сам переполнен обидой. Если вы не можете понять, что на самом деле беспокоит оскорбившего вас человека, спросите его об этом. Помните: обида не всегда предназначена лично вам. Взгляните на ситуацию со стороны и поищите причину. Официантка грубит вам не потому, что именно вы ей чем-то не понравились, - просто накануне ее бросил любимый. Водитель "подрезая" вас, не желает вам досадить - он торопится к больному ребенку. Пропустите его вперед, поддержите его. Пытаясь понять тех, чьи слова вас больно задели, вы легче перенесете обиду. 2. Проанализируйте сказанное. В своей книге "Тонкое искусство словесной самозащиты" Сюзетт Хейден Элджин предлагает разложить обидевшее вас замечание на части и отвечать на невысказанный упрек, не строя из себя жертву. Например, услышав "если бы ты меня любила, ты бы похудела", можно ответить так: "И давно ты решил, что я тебя не люблю?" 3. Повернитесь лицом к обидчику. Противостоять оскорблениям непросто. Помогает, в частности, прямота. Снимите отрицательный заряд, например, таким вопросом: "Тебе зачем-то нужно меня обидеть?" или "Ты понимаешь, как могут быть восприняты подобные слова?" Можно также попросить человека разъяснить смысл замечания: "Что вы имеете в виду?" или "Я хочу проверить, правильно ли я вас понял?" Как только ваш критик почувствует, что его игра разгадана, он оставит вас в покое. ............ |