Часть полного текста документа:Налог на имущество: проблемные вопросы исчисления Костин Александр Александрович, налоговый адвокат Налогу на имущество предприятий зачастую необоснованно уделяется много меньше внимания, чем, например, налогу на прибыль или налогу на добавленную стоимость. В то же время, данный налог мог бы стать неплохим инструментом налогового планирования в арсенале любого бухгалтера или финансового директора. Более того, знание "подводных камней" отечественного налогового законодательства, которое, к сожалению, нельзя назвать идеальным, может уберечь организацию от доначисления пени и штрафов, а иногда и от привлечения к уголовной ответственности. Налог на имущество введен Законом РФ от 13.12.1991 г. №2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон "О налоге на имущество") и является в соответствии с подп. "а" п.1 ст.20 Закона РФ от 27.12.1991 г. №2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" региональным налогом. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы РФ находится проект главы Налогового кодекса, призванной заменить действующее правовое регулирование, однако, по всей видимости, он будет принят не ранее 1 января 2004 года. Кроме того, не следует забывать и о праве налоговых органов проводить выездные налоговые проверки за трехлетний период, предшествующий проверяемому году. Плательщиками налога на имущество являются юридические лица, созданные в соответствии с положениями Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", а также иностранные организации, имеющие в собственности имущество на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. При исчислении налога на имущество иностранными организациями следует также руководствоваться и нормами международных договоров об избежании двойного налогообложения, которые имеют приоритет перед нормами Закона "О налоге на имущество" в случае противоречия последним. Объектом налогообложения по налогу на имущество являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Соответственно, налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества организации. Довольно неприятной особенностью налога на имущество предприятий является крайняя скудность правовых норм, содержащихся в Законе "О налоге на имущество", которая компенсируется подробным изложением правил исчисления и уплаты налога в Инструкции Госналогслужбы РФ от 08.06.1995 г. №33. Тем не менее, нормативные акты МНС РФ, в том числе и названная Инструкция, не могут дополнять или изменять законодательство о налогах и сборах и в соответствии с п.2 ст.4 части первой Налогового кодекса РФ, обязательны только для налоговых органов. При этом следует учитывать, что согласно складывающейся арбитражной практики налогоплательщик сам должен доказать суду несоответствие нормы Инструкции закону. Следует упомянуть и еще об одной возможности для налогоплательщика, избежать ответственности в случае применения неясных и противоречивых норм закона: "все неустранимые сомнения, неясности и противоречия законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика". Необходимо обратить особое внимание на то, что такие неясности должны быть действительно неустранимыми, то есть их невозможно преодолеть с помощью всех известных способов толкования правовых норм: грамматического, логического и систематического. Самые значительные проблемы подстерегают налогоплательщика при определении состава имущества, стоимость которого должна быть включена в налоговую базу при исчислении налога на имущество. ............ |