КОНСПЕКТ
занятия по русскому языку, проведенного студентом Антроповым Александром группы ЛП-46 ФНиСО ПГПУ им. В.Г.Белинского для детей с нарушениями письма и чтения, обусловленных недостаточной сформированностью всех средств языка и задержкой психического развития, школы № 51
2 марта 2009 года в 12 часов 00 минут
Тема: Предлоги и их употребление в речи.
Коррекционно-развивающие цели: Развивать внимание и память. Предупреждение и коррекция аграматизмов.
Обучающие цели: Учить детей правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи, разграничивать речевые единицы на письме.
Воспитательные цели: Воспитывать уважение друг к другу, умение работать в коллективе.
Оборудование: Словарные слова-картинки, плакат с объектами в различных пространственных отношениях, карточки с загадками.
Ход занятия.
1. организация детей на работу.
Логопед: Здравствуйте, ребята! В начале нашего урока мы сыграем в игру. Я буду называть слова, а как только вы услышите слово из трёх слогов вы сядете за парты.
2. словарная работа.
Логопед: Посмотрите на словарные слова на доске и скажите на какие две смысловые группы можно разделить их. (шоссе, карандаш, пенал, дежурный, тетрадь, машина, троллейбус.)
Дети: Школьные принадлежности и транспорт.
Логопед: Какие ещё словарные слова, относящиеся к транспорту вы знаете?
Дети: Автобус.
Логопед: Теперь я уберу слова, относящиеся к транспорту. Вы внимательно посмотрите на оставшиеся, запомните их. Позже я их уберу, а вы их запишите по памяти.
Логопед: Кто какие слова запомнил?
Дети: Карандаш, пенал и т.д.
Логопед: Как они правильно пишутся? Произнесите по слогам. Ребята вы все молодцы. Ребята, среди слов, которые вы записали, есть слова «карандаш» и «пенал» (вешает на доску картинки карандаша и пенала) Придумайте предложение с этими словами.
Дети: Карандаш лежит в пенале.
Логопед: Запишите это предложение в тетради. (один ученик пишет его на доске) Посчитайте сколько слов в этом предложении?
Дети: Четыре. (если затрудняются, то логопед предлагает считать всем вместе: какое первое слово, второе и т.д.)
Логопед: Ребята, назовите самое маленькое слово в этом предложении?
Дети: В
Логопед: К какой части речи оно относится?
Дети: Предлог.
3. Основная часть: работа над предлогами.
Логопед: правильно, это предлог. Сегодня на уроке мы продолжим знакомится с предлогами, будем учится правильно их писать и употреблять в речи. А давайте вспомним, что вы знаете о предлогах? (работа по таблице)
Дети: это служебная часть речи, к предлогам нельзя задать вопрос, предлоги пишутся отдельно от других частей речи. ( если дети затрудняются логопед задаёт наводящие вопросы: какая часть речи? Можно ли задать вопрос? Как пишется?)
Логопед: Ребята, вы все молодцы, вы правильно сказали, что такое предлог. Давайте вспомним, какие ещё бывают предлоги. В этом нам поможет вот такая картинка (на картинке изображены предметы в различных пространственных отношениях между собой). Я вам буду называть предмет, вы мне говорить, где он находится на картинке. ............