К. В. Котов, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Компенсация издержек по гражданско-правовому договору.
По сравнению с другими налогами в случае с НДФЛ определение налоговой базы уникально. Статья 210 НК РФ содержит универсальную фразу о том, что при расчете налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной или натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Налоговым агентам важно обратить внимание на подпункт 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ. В ней фактически разграничены вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам. Это разные виды контрактов. Заработная плата, установленная трудовым договором, облагается НДФЛ с валовой суммы. Понятно, что за исключением случаев, когда есть право на вычеты. Чтобы понять, как не ошибиться с НДФЛ при наличии гражданско-правовых договоров, надо обратиться и к статье 709 Гражданского кодекса РФ. Она говорит о цене работы. Гражданско-правовой договор должен непременно иметь такой элемент, как цена договора. Она включает в себя само вознаграждение исполнителю и компенсацию издержек. Объектом налогообложения НДФЛ является только вознаграждение исполнителю.
Часто по гражданско-правовому договору компании привлекают исполнителей из других городов, из которых они должны доехать до места работы и где-то проживать. Расходы на транспорт и проживание, как правило, в таких ситуациях оплачивает заказчик. В статье 211 Налогового кодекса РФ говорится, что доходом налогоплательщика в натуральной форме признается оплата за него компанией товаров, работ, услуг или имущественных прав. Но важно условие – «в интересах налогоплательщика». Очевидно, что компенсация расходов на транспорт и проживание в описанном мною случае произведена в интересах налогового агента, а не налогоплательщика. Значит, облагать НДФЛ такие компенсации издержек исполнителя по гражданско-правовому договору не требуется.
Налоговое резидентство.
Немало вопросов вызывает тема определения даты, с которой иностранного сотрудника можно считать налоговым резидентом. Предположим, компания приняла на работу иностранного сотрудника – нерезидента с 1 октября 2010 года (о том, как правильно вести кадровый учет иностранцев, см. статью «Снова изменились правила кадрового учета иностранцев», опубликована в этом номере журнала). Работник только что приехал в Россию. За октябрь, ноябрь и декабрь ставка НДФЛ для этого иностранного сотрудника составит 30 процентов. В апреле 2011 года истекают 183 дня пребывания иностранца на территории Российской Федерации в период с 1 мая 2010 года по 30 апреля 2011 года. Получается, условие для налогообложения доходов иностранца на ставке 13 процентов выполнено.
За май, июнь, июль 2011 года иностранный сотрудник «набирает» 183 дня уже отдельно за 2011 год. И уже тогда он может обратиться к работодателю с просьбой пересчитать суммы НДФЛ, которые удержаны по ставке 30 процентов за январь, февраль и март 2011 года. Очень важно: никаких перерасчетов за октябрь, ноябрь и декабрь 2010 года не происходит. В этих месяцах 2010 года иностранный сотрудник не был налоговым резидентом.
При определении статуса иностранца в период, равный 183 дням, надо включать дни отъезда и приезда. ............