Часть полного текста документа:Научно-технический потенциал военной навигации, гидрографии и океанографии России А.А.Комарицын; адмирал, начальник Главного управления навигации и океанографии МО РФ, к.т.н., академик АВН. Характеризуются основные направления исследований в области военной навигации, гидрографии и океанографии, проводимых Государственным научно-исследовательским навигационно-гидрографическим институтом МО РФ (Гос.НИНГИ) - организацией России по этим видам деятельности. Показано, что научно-технический потенциал Гос.НИНГИ обеспечивает эффективное решение функциональных задач в интересах обороны и хозяйственной деятельности. История Гидрографической службы России насчитывает почти 300 лет. Серьезные научно-технические основы военной навигации, гидрографии и океанографии начали формироваться уже на рубеже XVIII-XIX веков. По мере развития сил и средств флота России требования к обеспечению его эффективного использования неуклонно возрастали. После принятия в 1926 г. программы развития военного и транспортного флотов встала задача обеспечения строящихся кораблей и судов отечественными навигационными приборами. Уже в 1932 г. удалось начать производство гироскопических компасов, электромеханических лагов, радиопеленгаторов, маячной аппаратуры и другой техники. В 1938 г. Правительство приняло программу строительства большого военно-морского флота. Это требовало значительно больших усилий по совершенствованию средств навигации, гидрографии и океанографии. Особенно остро встала проблема обеспечения этих работ соответствующим объемом научных исследований и экспериментов. По приказу Наркома ВМФ Кузнецова Н.Г. 10 марта 1939 г. был создан Научно-испытательный гидрографическо-штурманский институт ВМФ (НИГШИ), преемник которого, - Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт (Гос.НИНГИ) МО РФ, - отмечает в этом году свой 60-летний юбилей. В широком спектре задач, решавшихся Институтом на протяжении этого периода, всегда доминировали два стратегических направления: навигационно-гидрографическое (НГО) и гидрометеорологическое (ГМО) обеспечение боевой и повседневной деятельности ВМФ. Уже в первые предвоенные годы своего существования Институт обеспечил оснащение навигационной техникой 312 боевых кораблей и 200 торпедных катеров, а также снабжение большого числа судов транспортного и промыслового флотов штурманскими приборами. Были разработаны методы ведения гидрографической разведки у побережья занятого противником, приемы обеспечения скрытности средств навигационного оборудования, методы размагничивания кораблей, специальные морские навигационно-артиллерийские карты для обеспечения стрельб по берегу и др. За годы войны было принято на вооружение 20 образцов навигационной техники, успешно эксплуатировавшейся на флотах не один десяток лет. Начиная со второй половины 50-х годов, основные усилия Института были направлены на обеспечение строительства ракетно-ядерного флота, основу боевой мощи которого составляли атомные подводные лодки. В этот период были найдены пути решения сложных научно-технических проблем навигационного обеспечения длительной автономности атомных подводных лодок, их пребывания подо льдами Арктики и использования ракетного оружия из приполюсных районов. В 1965 году на вооружение ВМФ был принят всеширотный навигационный комплекс и закончена отработка методических документов по обеспечению плавания в высоких широтах. ............ |