Часть полного текста документа:Содержание Введение 3 1. Научный метод 4 1.1. Уровни или стороны естествознания 4 1.2. Функции эмпирической, теоретической и прикладной сторон естествознания 7 1.3. Общие, особенные и частные методы естествознания 10 1.4. Истина - предмет познания 12 1.5. Принципы научного познания 14 1.6. Антинаучные тенденции в развитии науки 16 1.7. Рациональная и реальная картины мира и познаваемость природы 17 Заключение 20 2. Задача 21 Список литературы 22 Введение Наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления "новой экономики", для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др. Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания - наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности. Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования. Цель данной работы - рассмотреть основы методов научного познания. Для достижения поставленной цели, будут решены следующие задачи: - Рассмотреть структуру и функции естествознания; - Рассмотреть общие, особенные и частные методы научного познания; - Рассмотреть предмет и принципы научного познания; - Рассмотреть антинаучные тенденции в развитии науки и современные картины мира. 1. Научный метод 1.1. Уровни или стороны естествознания Основными элементами естествознания являются: * твердо установленные факты; * закономерности, обобщающие группы фактов; * теории, как правило, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности; * научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование. Проблема различия теоретического и эмпирического уровней научного познания коренится в разнице способов идеального воспроизведения объективной реальности, подходов к построению системного знания. Отсюда вытекают и другие, уже производные отличия этих двух уровней. За эмпирическим знанием, в частности, исторически и логически закрепилась функция сбора, накопления и первичной рациональной обработки данных опыта. Его главная задача - фиксация фактов. Объяснение же, интерпретация их - дело теории. [4, с.56] Методологические программы сыграли свою важную историческую роль. Во-первых, они стимулировали огромное множество конкретных научных исследований, а во-вторых, "высекли искру" некоторого понимания структуры научного познания. ............ |