Лаломов А. В.
Дебаты между сторонниками естественно-эволюционной истории происхождения Земли, ее биологического мира и человека и креационистов — приверженцев сотворенности нашего мира во всем его многообразии в течение библейской недели творения известны многим православным педагогам, преподающим естественнонаучные дисциплины, связанные с историей Земли и жизни на ней (преимущественно — географии и биологии). Вот уже на протяжении полутора десятков лет в России (а на Западе, в США, — почти полвека) между учеными креационистами и эволюционистами ведутся бурные дебаты по вопросам происхождения Вселенной, самозарождения жизни, реальности эволюции биологического мира и происхождения человека (то ли естественным путем совершенствования обезьяны, то ли сверхъестественным — «из праха земного»). Большое количество книг, периодической литературы, а в последнее время — и интернетовских изданий посвящено этой тематике.
99.999% научно-исследовательских, финансовых и информационных ресурсов принадлежит сторонникам эволюционной парадигмы. В мире существует всего несколько регулярно выходящих креационных научных журнала (Creation Research Society Quarterly в США и Creation Ex Nihilo Technical Journal в Австралии), один-единственный Институт креационных исследований (Institute for Creation Research) в Калифорнии, и нет ни одной государственной программы, поддерживающей креационное направление научных работ. Казалось бы, при таком несоизмеримом соотношении сил и средств у креационистов не может быть ни малейшего шанса на сколько-нибудь заметное распространение своих взглядов, но факты говорят обратное. К примеру, в США, как указывает иеромонах Дамаскин (Хриетиансен) (2007) «Более 50% респондентов — убежденные библейские креационисты, сторонники «молодой Земли»: они верят, что Господь создал человека в его нынешнем виде менее десяти тысяч лет назад. Еще 40% опрошенных придерживаются мнения о существовании эволюции, которой управляет Бог. Убежденных эволюционистов, отвергающих любое божественное участие в создании мира и человека, — меньше 10%. Однако представители именно этих десяти процентов преобладают на профессорских должностях в университетах и руководящих постах в учительских объединениях, фактически монополизировав издание учебников и право на выступления в СМИ».
Данные аналогичных опросов по России автору не известны, но высказывания противников креационизма говорят сами за себя: так профессор МГУ Ю.Н. Ефремов (2002) пишет, что «На горизонте встает ... грозный враг науки — «научный креационизм». Но в отличие от США, где ученые-креационисты относятся к касте изгоев (Бергман, 2007), в России среди «врагов науки» числятся, по словам того же Ефремова, президент РАН Юрий Осипов и вице-президент академик Владимир Фортов, признающие творение мира. Взгляды на сверхъестественную причину происхождения жизни, биологического мира и человека разделяют и виднейший российский генетик академик Ю.П. Алтухов (Вертьянов, 2006), и научный руководитель Института мозга человека Н.П. Бехтерева, и многие другие, а в стенах Геологического института РАН можно услышать доклады типа «М.Г. Гроссвальд. Трансъевразийские системы ложбин и гряд: следы катастрофических потопов (мегафладов)?» (заседание комиссии Отделения наук о Земле РАН от 22.02.2005).То есть, не смотря на почти полное отсутствие административных, финансовых и информационных ресурсов, в последние десятилетия идеи креационизма приобретают все больше и больше сторонников, в том числе и в научной среде, и причина этого в достигнутой критической массе научных фактов, которые не укладываются в традиционное, исключительно материалистическое объяснение картины мироздания.
Научные предпосылки распространения креационных идей
В первую очередь, это полученные во второй половине XX века данные о строении и принципах функционирования живых организмов. ............