Часть полного текста документа:Наука и искусство в истории человечества и в жизни христианина Прот. Георгий Нейфах Человеческая история разделяется на два периода - исторический и доисторический. Исторический - это более поздний период, в котором светская история может хотя бы приблизительно установить порядок событий. О более раннем - доисторическом - периоде у светской истории есть только археологические свидетельства. Есть, однако, книга, из которой мы можем почерпнуть некоторые достоверные сведения и о доисторическом периоде. Эта книга - Святая Библия. И вот в книге Бытия мы находим несколько скупых строк, повествующих нам о зарождении в человеческом обществе искусства и если не науки, то наукоемких, как говорят теперь, ремесел. Это строки о детях Ламеха - Иувале, он был отец всех играющих на гуслях и свирели, и Тувалкаине (Фовеле), который был ковачом всех орудий из меди и железа (Быт. 4, 19-22). По прямому свидетельству Библии, Ламех был откровенным грешником, и таковы, видимо, были и его дети. В описываемый период тогда еще совсем немногочисленное человечество делилось на два рода. В роде потом ков праведного Сифа почиталось имя Бога - Творца неба и земли, и соблюдались Его заповеди. В роде потомков Каина - убийцы невинного Авеля - царствовал грех. Ламех и его дети относились именно к ним. Что хорошего может исходить от грешников? Почему, если науки и искусство благи для человека, Господь не дал их через праведных потомков Сифа? Некоторые богословы отвечают на эти вопросы про сто: науки и искусства приносят вред человеческой душе, и служители Божий должны гнушаться ими. Их мнение не совпадает с соборным мнением Церкви, так как Церковь никогда не ополчалась на науку и искусство, если они напрямую не связаны с грехом (как, например, языческий театр, порнофильмы, эксперименты по клонированию людей и т.д.) Другая крайность состоит в том, что происхождение Иувала и Тувалкаина не значит ничего и не несет никакой нравственной оценки науке и искусству. С этой точкой зрения тоже нельзя согласиться, так как в Божием Промысле нет случайностей, и просто отмахнуться от поставленных выше вопросов мы не можем. Попытаемся же дать на них правильный ответ и для этого обратимся к тем знаниям, которая дает о человеческом естестве Святая Библия. Господь сотворил чело века двухсоставным - состоящим из материального тела и нематериальной души. Для поддержания жизни в материальном теле требуется материальная пища, и Господь дал человеку плоды райского сада. Для души тоже требуется пища, и Господь дал ей в пищу Себя самого, эта Божественная пища есть единственная пища, которой душа полностью насыщается и не требует ни чего иного. После грехопадения человек был изгнан из рая, и ему было сказано: "Тернии и волчцы произрастит тебе земля... в поте лица будешь добывать хлеб свой". Эти слова относятся прямо к хлебу материальному - то, что произрастало на райских деревьях, теперь надо растить со многими трудами, выпалывая тернии и волчцы, и прикровенно,- к Хлебу духовному: та же Божественная пища дается душе человеческой, но теперь она (душа) должна добывать ее многими трудами в поте лица своего. Повествующие о древних патриархах страницы книги Бытия насыщены поразительными для наших дней примерами Богообщения даже у таких грешников, как Каин. ............ |