Часть полного текста документа:Некоторые аспекты исполнения судебных решений в отношении государства Д.Я. Малешин, доцент кафедры гражданского процесса, заместитель декана юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук Концепция исполнительного производства, сформулированная авторами реформы 1997 г., в настоящее время вряд ли сохранилась в неизменном виде. За десятилетний период законодательство об исполнительном производстве было изменено. Одним из актов, внесших значительные преобразования в правовое регулирование исполнительного производства, стал Бюджетный кодекс РФ (далее - БК). Федеральным законом от 27.12.2005 № 197-ФЗ введена глава 24.1 "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Данный нормативный акт по-новому урегулировал порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Концептуальные аспекты В результате внесения изменений в БК была установлена, по сути, специальная процедура для исполнения решений в отношении государства. Правовая позиция Конституционного Суда РФ о том, что государство является "особым субъектом, в отношении которого может осуществляться исполнительное производство",[1] стала значительным аргументом в пользу принятия этой правовой конструкции. Однако такое исключение из общих правил исполнительного производства вызывает, по крайней мере, сомнения. Сторонники данного подхода признают, что данные меры являются вынужденными ввиду необходимости своевременной выплаты заработной платы и т.д.[2] В качестве аргумента приводится положение о том, что "нельзя во имя отдельных интересов нарушать социальные права иных лиц".[3]Подобный тезис, как известно, является одной из аксиом советского государства и права.[4] В современных условиях данная аргументация, по крайней мере, имеет своеобразие. Установленная Бюджетным кодексом специальная процедура исполнения решений в отношении государства противоречит основным принципам современного российского права и Конституции РФ. Одним из основных "достижений" Конституции России 1993 г. принято считать провозглашение равноправия защиты всех форм собственности.[5] В соответствии со ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса в Российской Федерации государственная и муниципальная собственность защищаются иным образом, чем частная собственность. Во-первых, тезис о возможности государства "возложить исполнение требований судебных актов на различные органы и организации"[6] в зависимости от формы собственности не является однозначным. Во-вторых, противоречием Конституции является собственно процедура исполнения, установленная БК. Концепция исполнительного производства, заложенная в БК, не касается принудительного порядка. Данный нормативный акт вообще не предусматривает мер принудительного исполнения, а лишь описывает взаимоотношения должника и Минфина либо иного финансового органа. В результате подобного взаимодействия в случае неисполнения должником исполнительного документа в течение трех месяцев финансовый орган в соответствии с п. ............ |