Необычный и «странный» мир Гоголя
Главное в творчестве Николая Васильевича Гоголя это, по словам Т. А. Гуковского, «свободный полет музыки духа, творящего идеал, радостное и светлое сознание неограниченной мощи мечты». Это отличительная черта мира великого художника слова, написавшего, казалось бы, мистические и таинственные произведения. Необычный и «странный» мир Гоголя…
«Вечера на хуторе близ Диканьки» - пролог к дальнейшему творчеству Гоголя. Здесь художественный мир Гоголя странен и необычайно весел. Недаром издатели хихикали, когда набирали «Ночь перед Рождеством».
Или вот это: «Дрожь бы проняла крещеного человека при одном виде, как высоко скакало бесовское племя. На деда, несмотря на весь страх, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны. Только завидели деда – и турнули к нему ордою. Свиные, собачьи, козлиные, дрофиные, лошадиные рыла – все повытягивались и вот так и лезут целоваться». («Пропавшая грамота»).
Мир реальный и фантастический одновременно. Черти и ведьмы в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» ощутимы, как живые люди.
Многое можно написать о необычайном светлом юморе Гоголя. Это именно юмор, а не сатира. Когда в «Мертвых душах» автор пишет о поваре Ноздрева, который клал в стряпню что попало – было бы горячо, а вкус верно какой-нибудь выйдет… Это разговор двух дам о Чичикове – обычные сплетницы… и тут юмор автора слышим: «дама приятная во всех отношениях» и «просто приятная дама». Это и Собакевич, который не любил отзываться ни о ком хорошо. Комичное превалирует в произведениях Гоголя.
Фантастична «Повесть о капитане Копейкине», которая перекликается с «Петербургскими повестями» Гоголя.
От романтизма – к реализму – вот путь Гоголя как писателя. Но романтизм его реалистичен, а реализм романтичен. Мечта, сон – вот что движется и скользит в произведениях Гоголя… И та грусть, что веет от действительности.
Мечта, недостижимый идеал и бесконечный комизм присутствует в прозе Гоголя. Даже ужасные сцены «Вия» порой вызывают улыбку: ведь ведьма все же умерла, так как на ней покатались и побили ее. Другое дело, что Хома Брут не выдержал ведьминого испытания…
«Проза Гоголя наполнена загадочной энергией: мир его произведений равно призрачен и реален, прост и невероятно сложен. Здесь все подчинено особым законам, неясным любителям «здравого смысла». Необычно и само пространство, в котором живут гоголевские герои. Оно искривляется, раскалывается, пульсирует, постоянно меняясь, то сжимаясь до размеров чичиковской шкатулки, то космически разрастаясь. И все это – из кажущейся простоты. Эту «странность» гоголевского мира видят все, но однозначно объяснить, в чем она, невозможно». (Чигиринская О. «Невский проспект Гоголя; мир – сновидение», Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение», № 1, 2007 год).
Так, в поэме «Мертвые души» мир, созданный Гоголем необычен тем, что двоится на два мира: мир реальный и мир идеальный. Идеальный мир Гоголя – это мир живой человеческой души – ведь в идеале душа бессмертна. Этот идеальный мир рисуется автором в лирических отступлениях и частично во втором томе «Мертвых душ», который, как известно, Гоголь сжег – настолько фантастичным показалось Гоголю преобразить другой, уродливый мир – мир мертвой души.
Это реальный мир, отражающий современную Гоголю российскую действительность. ............