Часть полного текста документа:Министерство общего и профессионального образования Российский государственный гуманитарный университет Историко-архивный институт Факультет архивного дела Кафедра истории исторической науки Федосова Екатерина Анатольевна Неопозитивизм начала (( века: историческая концепция П.Н. Милюкова Доклад студентки (( курса дневного отделения специальности "Документоведение и документационное обеспечение управления" Научный руководитель: В.А. Муравьев Москва 1997 Жизнь Павла Николаевича Милюкова, особенно зрелая ее пора, была целиком поглощена политикой. Он являлся основателем и неизменным лидером партии кадетов, владевшим политикой как искусством. В истории России ему принадлежит особая роль создателя и проводника идей парламентаризма и конституционализма. Он боролся с самодержавием за установление в России конституционной монархии, после Февральской революции признал правомочность демократической парламентской республики. Но он был противником революционной борьбы как средства преобразований и противником Советской власти. Как член Временного правительства и министр иностранных дел он активно участвовал в строительстве конституционного строя в России. В эмиграции Милюков выступил сторонником "новой тактики" борьбы с Советской Россией, соотнесенной с новыми условиями политической борьбы. Однако этим не исчерпывалась его жизнедеятельность. Историк по образованию, он являлся одновременно и создателем крупных исторических трудов. Со второй половины 80-х годов до 1900-х годов Милюков читал лекции по русской истории и историографии в Московском и Софийском университетах и написал важнейшие свои труды. Став лидером кадетской партии он практически прекратил заниматься серьезными историческими исследованиями. Лишь в эмиграции Милюков вновь занялся историей. В России были популярны такие его работы, как "Государственное хозяйство России в первой четверти ((((( столетия и реформа Петра Великого" (1892), "Главные течения русской исторической мысли" (1896) и особенно "Очерки по истории русской культуры" (1896-1903), "История второй русской революции" (1919) и позже, в эмигрантский период, книги "Россия на переломе" (1927), "Воспоминания" (1955) и др. Историческая концепция Милюкова развивалась на основе, во взаимодействии, взаимосвязи и в противоречии с различными теоретико-методологическими и научно-историческими теориями как отечественной, так и зарубежной науки. Источники воздействия на исторические построения Милюкова были разнообразны.1 Непосредственным и значительным было влияние учителя Милюкова В.О. Ключевского, для которого основополагающее значение имела проблема самобытности и общности истории России с европейским историческим процессом, общих закономерностей, рассмотрения всяких "местных историй" в касестве источника "общего культурного движения человечества". Ученикам и последователям Ключевского, в числе которых был и Милюков, созвучны были идеи изучения политической и социальной истории в зависимости от экономических, социальных, географическо-экономических и этнографических условий, от признания "колонизации" "основным фактом русской истории". Сложнее было отношение Милюкова к Соловьеву. ............ |