Часть полного текста документа:Здоровая правительственная политика и первые симптомы её эрозии. Пути развития нэпа и сам нэп как политико-экономическое явление уже несколько десятилетий находились в поле зрения многих отечественных и зарубежных историков. Этому явлению просвещали свои труды такие люди как Ю. Ларин, С.Г. Струмилин и др. Руководители проведения нэпа без оговорок стояли за неё, считая, что сельское хозяйство имеет первенствующее значение для всей экономики страны, что нужно повысить жизненный уровень не только рабочих, но и крестьян. Необходимо развивать индустрию, однако, не высокими темпами, а посильными для населения. Эта характеристика в основном отражала сущность первоначального этапа благотворного воздействия нэпа на положение в сельском хозяйстве, в последствии повлекшего за собою позитивные сдвиги и в других областях экономики. Новая экономическая политика проводилась постепенно и поэтапно, и замена развёрстки продналогом стала только первым звеном будущего нэпа, все остальные постепенно вытекают одно из другого. Нэп по своему экономическому содержанию выявился как система серьёзных реформ по отношению к предшествующей политике "военного коммунизма". Тогдашнее ленинское руководство понимало что выживание режима и его стабильность невозможно без реформы экономической жизни страны, и, что одними политическими мероприятиями страну из кризиса не вывести. Именно эта реформа повлекла за собой процессы самоорганизации новой социальности и политики. Итак, механизм нэпа был запущен. Начало нэпа в сельском хозяйстве. Декреты ВЦИК о замене продразвёрстки продналогом и о размере продналога на 1921-1922 гг. в сумме не более 240 млн. пудов зерновых вместо 423 млн., предназначенных к сбору на основе продразвёрстки, действительно были приняты уже в двадцатых числах марта 1921г., сразу же после окончания Х съезда РКП(б). Но ни резолюция съезда "О замене развёрстки натуральным налогом", ни указанные декреты ещё не содержали основательной и даже приблизительной разработки сельскохозяйственной политики. Всё ещё была актуальна идея продуктообмена, которая вскоре провалилась и уступила место обычной торговле. Сущность и результат реформ в экономической области сводились в 1921-1924 гг. к следующему. В сельском хозяйстве введение продуктообмена и восстановление торговли поначалу весьма эффективно и положительно сказались на состоянии этой отрасли экономики. С осени 1921 сделки обычной купли-продажи, вместо затеянного "продуктообмена", распространились по всей стране. В 1923 все виды натурального налогообложения в деревне были заменены единым сельскохозяйственным налогом в денежной форме, что, разумеется, было выгодно крестьянину, т.к. позволяло по собственному усмотрению маневрировать севооборотом и определять направление развития своего хозяйства с точки зрения выращивания тех или иных культур, разведения скота, производства кустарных изделий и.т.п. В результате поначалу довольно быстро росло благосостояние крестьян. Восстанавливались размеры посевных площадей, деревня и страна довольно быстро начали оправляться от голода 1921-1922 гг., несколько повысился уровень производства земледелия, увеличился приток сельского хозяйства в города. Хотя земля оставалась национализированной, партийно-государственное руководство гарантировало в определённой мере права крестьянина на владение землёй; c некоторыми ограничениями, но санкционировалось также использование аренды дополнительной земли и применение наёмного труда. ............ |