Часть полного текста документа:Незаслуженно забытый "Домострой" Глаголева О.В. "Это обрядник всего, что делать и как жить" И.П.Сахаров,первый исследователь "Домостроя". Сегодня мы многое подвергаем переосмыслению и реабилитируем то, что еще совсем недавно было принято критиковать и бесповоротно отвергать, зачастую даже не читая произведения, будь оно трижды талантливым, только веря на слово "авторитетам". Так случилось с памятником средневековой русской литературы XVI века, надолго ставшим синонимом "темного царства", что совершенно не отвечает истинному содержанию этой уникальной книги, в которой сконцентрировано духовное мироощущение своего времени. Речь идет о произведении, полное название которого таково: "Книга, называемая Домострой, содержащая полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - мужу и жене, и детям, и слугам, и служанкам". И название говорит само за себя. А потому как ни прикрепляй к нему ярлык "темное царство", любому здравомыслящему человеку понятно, о чем, собственно, идет речь: об устроении дома и обо всем, что касается личной жизни гражданина. "Домострой" - это энциклопедия русской жизни XVI века. В ней наряду с частными советами - к примеру, как солить рыжики или содержать посуду в чистоте - даны и более серьезные рекомендации: как устроить свой дом так, чтобы в него было "как в рай войти"; как обустроить свои взаимоотношения со всеми членами семьи и многое другое. Для своего времени "Домострой" был важным, регламентирующим жизнь текстом, своеобразным кодексом социально-экономических норм. Три его основные части излагают правила общежития в отношении: - "духовного строения" (религиозные наставления); - "мирского строения" (о семейных отношениях); - "домовного строения" (хозяйственные рекомендации). Единого мнения о том, кто является автором этой книги, до сих пор нет. Предполагают, что им мог быть сподвижник и духовный наставник молодого царя Ивана IV, будущего Грозного, протопоп Сильвестр. До нашего времени сохранилось около сорока списков этого произведения. Перелистаем же некоторые страницы "Домостроя", чтобы составить свое мнение о незаслуженно отвергнутой и забытой книге. Подивимся мудрости наших предков. Основа основ В далеком XVI веке вся тогдашняя жизнь была подчинена религиозно-нравственным законам. Первые главы "Домостроя" наставляют в том, "Как христианам веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу, и в Крест Христов, и святым небесным бесплотным силам, и всем святым..." (гл. 2); "Как любить Бога всею душою и близких своих, и страх Божий иметь, и помнить о смертном часе" (гл. 4) и т.п. Жизнь патриархальной русской семьи буквально сплеталась с жизнью Церкви: это и участие всех в церковных богослужениях, празднествах и таинствах; и благочестивые домашние обряды; и паломничества по святым местам. В "Домострое" можно было найти рекомендации, "Как святителей почитать, также и священников и монахов" (гл. 5); "Как посещать в монастырях и в больницах, и в темницах, и всякого в скорби" (гл. 6); "Как в Церкви мужу и жене молиться, чистоту хранить и никакого зла не творить" (гл. 13). Не для нас ли, сегодняшних, эти полутысячелетней(!) давности наказы: "...милостыню, что просят, по силе своей возможности подавай, и вглядись в беду их и скорбь, и в нужды их, и, насколько возможно, им помогай, и всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай..." (гл. ............ |