Часть полного текста документа:Н.Е.Жуковский и Императорское техническое училище. XIX век в Европе и России был временем быстрых темпов развития науки, техники, промышленности, образования. Произошёл переход от мануфактурного к машинному производству. Во всех странах возросла потребность в инженерах, мастерах, квалифицированных рабочих. Развитие промышленности в России, особенно во второй половине XIX в., также выдвигало эти задачи. В этих условиях В России в XIX в. начинает создаваться система учебно-профессиональных школ и училищ. Первым в России таким особого рода Училищем стало Московское ремесленное учебное заведение, созданное в 1830 г., - основа и родоначальник МГТУ. История создания Училища связана с историей Воспитательного Дома, учрежденного в 1763 г. Екатериной II, и благотворительной деятельностью вдовы императора Павла I - Марии Фёдоровны. Московский Воспитательный дом был создан как государственное учреждение для детей-сирот (до 500 чел.), в котором они получали образование, воспитание и профессиональную подготовку. В 18-20 лет выпускались как "сословие вольных людей". В 1826 г. - по предложению императрицы было решено перевести часть воспитанников Воспитательного дома в отдельное училище с мастерскими, где бы их обучали, в основном, производственным ремёслам (повеление было издано 5 октября). 14 октября 1826 г. - император Николай I издал распоряжение, повелев передать Воспитательному дому Слободской дворец на Яузе, который необходимо было восстановить после пожара 1812 г. Всего было определено 300 воспитанников. 1 (13) июля 1830 г. император Николай I утвердил "Положение о Ремесленном учебном заведении при Московском Воспитательном доме". В нем было записано: "...Обучать разным наукам и ремеслам до 300 воспитанников Московского Воспитательного дома с целью сделать их полезными членами общества, не только приготовлением из них хороших практических различного рода ремесленников, но и образованных искусных мастеров с теоретическими, служащими к усовершенствованию ремесел и фабричных работ сведениями, знающих новейшие улучшения по сим частям и способных к распространению их в России". На первом этапе обучали разным ремеслам: медники, портные, столяры, маляры и т.д. Затем процесс обучения стал меняться. Была поставлена задача преобразования РУЗ в высшую инженерную школу. К 1868 г. МРУЗ получил признание за подготовку специалистов, учебных пособий, образцов техники не только в России, но и за рубежом. 1 июня 1868 г. император Александр II утвердил Устав, по которому ремесленное учебное заведение становилось "Императорским Московским техническим училищем" под особым их императорским величеством покровительством и становилось высшим техническим учебным заведением. Система такой подготовки получила всемирное признание. После Всемирной выставки в Филадельфии в 1876 г. Президент Бостонского технологического института доктор Рункль писал директору ИМТУ: "За Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования... В Америке после этого никакая иная система не будет употребляться". Создание такой программы обучения было заслугой сложившегося в конце XIX - начале XX вв. ............ |