Часть полного текста документа:Никола Пуссен Nicolas Poussin Дата рождения: ??.06.1594 г. Дата смерти: 19.11.1665 г. Место рождения: Лез-Андели, Нормандия Французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля, Тициана, художников маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также анатомией и математикой. В 1612 приехал в Париж. Из ранних работ Пуссена достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу Дж. Марина (бистр, перо, около 1622-24, Королевская библиотека, Виндзор). В конце 1623 Пуссен - в Венеции, а с весны 1624 поселился в Риме. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма ("Смерть Германика", около 1628, институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко ("Мученичество свыше Эразма", около 1628-29, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. ("Спящая Венера", Картинная галерея, Дрезден; "Нарцисс и Эхо", Лувр, Париж; "Ринальдо и Армида", Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; все три - около 1625-27; "Царство Флоры", около 1631-1632, Картинная галерея, Дрезден; "Танкред и Эрминия"). Более четко классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах 2-й половины 30-х гг. ("Похищение сабинянок", 2-й вариант, около 1635; "Израильтяне, собирающие манну", около 1637-39; обе - в Лувре, Париж). Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека. В 1640-1642 Пуссен работает в Париже при дворе Людовика XIII ("Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора", около 1641-42, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают Пуссена вернуться в Рим. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода ("Моисей, иссекающий воду из скалы", Эрмитаж, Ленинград; "Элиазар и Ревекка", Лувр, Париж; обе - около 1648; "Аркадские пастухи" или "Et in Arcadia ego", 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж; "Отдых на пути в Египет", около 1658, Эрмитаж, Ленинград). Обращаясь к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, Пуссен строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет Пуссена (1650, Лувр, Париж). С 1640-х гг. Пуссена всё чаще увлекают образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии ("Пейзаж с Полифемом", около 1649, Эрмитаж, Ленинград; "Орион", около 1650-55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма)мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира ["Св. ............ |