Часть полного текста документа:Николай Павлов С. Леушева Павлов Николай Филиппович (1805-1864) - писатель, сын вольноотпущенника. Получил образование в Московском театральном училище и затем в Московском университете (юридический факультет). Служил в суде и канцелярии московского губернатора. В 1837 П. женился на К. Яниш (поэтесса Каролина Павлова). Дом П. стал широко известным в Москве литературным салоном. Литературную деятельность П. начал в 1825, напечатав стихи в "Московском телеграфе" и других журналах. Известность приобрел повестями "Именины", "Аукцион", "Ятаган", которые появились в 1835 в сб. "Три повести" и были запрещены к переизданию. В 1839 вышел сб. "Новые повести" ("Маскарад", "Демон" и "Миллион"), уже не имевший успеха первого сборника. В дальнейшем П. писал лишь изредка критические статьи и заметки. В творчестве Павлова 30-х гг. нашел свое выражение протест мелкобуржуазных слоев против феодально-дворянского гнета. Однако впоследствии эти протестующие настроения были сильно приглушены влиянием господствующей дворянской идеологии. Обличительная социальная направленность его повестей, замаскированный протест против крепостничества и военно-бюрократического строя николаевской монархии особенно резко прозвучали на фоне общей политической реакции 30-х гг. В повести "Именины" напр. он поставил проблему крепостной интеллигенции. Безыменный герой повести, талантливый крепостной музыкант, говорит о себе: "Я был существо, исключенное из книжной переписи людей, нелюбопытное, незанимательное, которое не может внушить мысли, о котором нечего сказать и которого нельзя вспомнить". Героя постигает тяжелая жизненная катастрофа, и даже шинель николаевского солдата кажется ему избавлением: "...меня уже не пугала барская прихоть, я сделался слугой не людей, а смерти". Тяжелые картины николаевского военного режима нашли свое отражение в повести "Ятаган", вызвавшей особенное возмущение со стороны Николая I. В "Аукционе", "Маскараде", "Демоне" и "Миллионе" П. стремился разоблачить светский и чиновный мир. Эта обличительная сторона творчества Павлова обеспечивала ему успех у демократического читателя 30-х годов. Мастерство Павлова как в умелом построении сюжета, так и в психологической обрисовке характеров было отмечено современной ему критикой. В последнее время о мастерстве П. писал Н. Л. Степанов, который отметил, что Павлов вслед за Пушкиным переносит в русскую повесть методы французской новеллы, прежде всего Мериме. Влияние Мериме сказывается в композиции и стиле повестей Павлова. От Мериме идет сюжетная усложненность, неожиданная развязка и показ психологии героев. Недаром "изображение характеров" у П. особенно высоко оценивалось его современниками. П. был для 30-х гг. общепризнанным стилистом: отрывки из его повестей приводились в хрестоматиях как образцы слога. В дальнейшей своей журнальной и публицистической деятельности Павлов не сохранил обличительной силы "Трех повестей". Не поднявшись до ясного и резкого отрицания крепостного права, обличая его отдельные уродливые стороны, Павлов постепенно становится все умереннее и умереннее. В "Четырех письмах к Гоголю" по поводу "Выбранных мест из переписки с друзьями" П. не смог дать реакционному выступлению Гоголя социальной оценки и полемизировал с ним больше по поводу отдельных противоречий. ............ |