Часть полного текста документа:Николя Буало В. Фриче Буало Николя, собств. Буало-Депрео (Nicolas Boileau-Despreaux, 1636-1711) - французский поэт, критик, теоретик классицизма . Р. в старой буржуазно-чиновной семье, от богословия перешел к праву, был адвокатом, никогда, однако, не выступавшим, посвятил себя всецело литературе; в 1672 был представлен Людовику XIV, который назначил ему пенсию как одному из своих историографов; в 1683 вступил в Академию. В его лице на сцену выступало "третье сословие", еще кровно связанное тогда с королевской властью, союзником в борьбе против остатков и пережитков феодального дворянства, и с придворным обществом, на которое король опирался в своем союзе с поднимавшейся буржуазией. Как Людовик XIV стремился подчинить "разуму" государства самостоятельных последних феодалов, так Б. подвергал осмеянию и разносу светскую салонную феодально-аристократическую поэзию, галантно-героические романы г-жи Скюдери, светские вирши Котена и др. (в своих сатирах 1660-1668). Как королевская власть регламентировала всю экономическую и административную жизнь Франции XVII в. (эпоха меркантилизма), так Б. подвергал строжайшей регламентации поэтическое творчество. В своем "Поэтическом искусстве" (L'art poetique, 1674) Б. предписывает, как поэту надлежит творить подлинное словесное искусство. Как король стремился рационализировать хозяйственно-административную жизнь страны и, в частности, придворный быт правилами, построенными разумом, так Б. предлагал поэтам: "К рассудку применись: пускай стихи твои получат от него все прелести свои". Эстетическое выражение абсолютистской культуры XVII в., теория Б. насыщена вместе с тем тенденциями восходившей и формировавшейся буржуазии, что выразилось и в общей рационалистической трактовке искусства как выражения прежде всего мысли ("Легко мысль ясную в красивый стих облечь"), и в провозглашении "природы" как материала для художественного подражания ("природа истинна", "пусть природа будет единственным предметом вашего изучения"), и, наконец, в утверждении образцов античной поэзии как высшей эстетической нормы. Рационализм, натурализм, ориентация на античность - таковы были, по Буало, основные черты классической формы как антитезы анархо-фантастического строя мышления, чувствования и творчества средневекового дворянства, еще сохранившегося в пережиточном состоянии в XVII в. Если классическая форма в своих рационалистических, натуралистических и антикизирующих тенденциях буржуазна, то "содержанием" ее, по Б., должны быть "двор" и "город" ("изучайте двор и знакомьтесь с городом"), т. е. те две социальные группы, которые служили базисом для абсолютизма, - придворное общество и близкая к нему буржуазная верхушка. Выступая как поэт, Б. как в своих "Сатирах", так и в "Аналое" (Le Lutrin) рисовал в реалистических чертах сцены, эпизоды, фигуры будничной городской (парижской) жизни в духе реалистического буржуазного бытовизма, в последней поэме уже переходя в некоторое наступление против духовенства, находясь впоследствии в близких сношениях с янсенистами, о чем свидетельствует его послание "О любви к богу". Теоретик поднимавшейся в дворянском еще окружении в союзе с абсолютизмом буржуазии, Б. подвергался, естественно, нападкам со стороны светской "феодальной" аристократии. В ответ на его "сатиры" последовал ряд контрсатир со стороны как осмеянных им дворянских писателей (Котен), так и их сторонников (Бурсо, Прадон), обвинявших, между прочим, Б. ............ |