Реферат
по дисциплине Коммерция
на тему Нормативная база контрактов купли-продажи
1. Положения для российских коммерсантов при ведении внутренней и внешней торговли
Нормативной базой для российских коммерсантов при ведении внутренней и внешней торговли является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
При совершении внешнеторговых операций российская сторона и иностранный контрагент обязаны учитывать обязательные положения двусторонних межгосударственных договоров в той их части, которая относится к регулированию торговых отношений. При этом всегда следует иметь в виду, что положения международных договоров превалируют над нормами национального законодательства.
К таким международным договорам относятся подписанные правительствами стран документы, которые могут иметь различные названия, например «Договоры о торговле и мореплавании», «Договоры о торговом и экономическом сотрудничестве», «Соглашения о торговле и платежах» и т.д.
Основными положениями таких договоров и соглашений, которые могут интересовать коммерсантов, являются:
определение взаимного торгового режима, влияющего на таможенное обложение товаров;
количественные и иные ограничения торговли;
валюта расчетов по торговым и иным платежам;
способы взаимных зачетов при оплате поставок (клиринговые соглашения);
принятие единых для договаривающихся сторон общих условий поставок товаров и т.д.
Поэтому перед началом внешнеторговых операций следует изучить действующие между Российской Федерацией и страной возможного контрагента торговые договоры, обязательные условия которых должны быть учтены в условиях контрактов. Такое изучение условий торговли можно выполнить самостоятельно либо с помощью консультационных фирм, что чаще обеспечивает более оперативное получение результатов с меньшими затратами.
В 60-80-х гг. в практику торговли между СССР и странами — членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), в который входили бывшие социалистические страны Восточной Европы, а также с Кубой, Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ), Корейской Народно-демократической Республикой (КНДР), Китайской Народной Республикой (КНР), Югославией и Финляндией были введены Общие условия поставок товаров и ряд других общих условий, регулирующих, например, поставки машинно-технической продукции, техническое обслуживание и т.д. Общие условия со странами — членами СЭВ носили обязательный характер и превалировали над нормами национального права. С Югославией и Финляндией они носили факультативный характер. Общие условия разрабатывались квалифицированными юристами и прошли апробацию торговлей и арбитражной практикой. В свое время их применение способствовало становлению и развитию сбалансированных отношений между торговыми партнерами и содействовало повышению экономической эффективности торгового сотрудничества.
В связи с этим, если контрагентом по контракту является фирма из перечисленных стран, независимо от того, действуют или уже не действуют соглашения, предусматривающие или рекомендующие применение Общих условий, целесообразно обсудить с ним возможность их применения в целом, либо отдельными разделами, или с исключением неприемлемых разделов и статей. ............