Часть полного текста документа:Нужна ли нам в школе харизма? Статьи и материалы, касающиеся вопросов школьного образования, его модернизации, приоритетов и проблем, уж не говоря о бесконечных обсуждениях достоинств и недостатков ЕГЭ, появляются сегодня во всех изданиях с завидным постоянством. Казалось бы, это должно являться одним из важнейших признаков того, что обществу небезразлично, как и чему учат (а в конечном счете - и воспитывают) то поколение, с которым нам всем неизбежно придется столкнуться через одно два десятилетия во всех жизненных сферах: от юриспруденции и медицины до торговли и коммунально-бытового обслуживания, от милиции и таможни до собственных мест работы, если мы еще не уйдем на пенсию. Но внимательнее присмотревшись к пламенным выступлениям, например, на тему ЕГЭ, нетрудно заметить, что значительная часть пишущих озабочены не столько будущим страны, сколько сохранением сегодняшнего положения вещей, обеспечивающего авторам стабильный заработок (чего стоит подпись под воззванием о недопустимости ЕГЭ по литературе репетитора, который много лет получает не менее 40-50 долларов с каждого абитуриента в группах по 6-7 человек за полуторачасовое занятие). На этом фоне выигрышно смотрятся аналитические статьи и материалы, посвященные целостному осмыслению ситуации с образованием в сегодняшней России. К числу таких публикаций, несомненно, можно отнести материал, опубликованный на страницах журнала "Эксперт" - "Обновление канона", который подготовлен Мариной Галушкиной, Татьяной Гуровой и Дарьей Денисовой. Но для взвешенного серьезного обсуждения необходимо ясное и обоснованное выстраивание аргументации, система категорий, в которых рассматривается проблема, четкость исходных посылок, от которых отправляются рассуждающие. Как раз этого, по-моему, названному экспертному материалу крайне не хватает. Очень выигрышно, на первый взгляд, смотрится попытка выстроить разговор вокруг "вызовов", запросов, которые предъявляются современной школе. Первый "вызов" - названный вызовом времени - подготовить человека, способного развиваться самостоятельно, трудно назвать запросом сугубо современным - он, очевидно, лежит в основе любого воспитания, хотя если говорить о традициях воспитания в советском государстве, то оно на всех этапах подталкивало к вытравливанию способностей к самостоятельности. Наверное, в советской образовательной системе люди могли становиться самостоятельными, главным образом, вопреки воспитанию - отсюда частый парадокс: бывшие троечники оказывались успешнее отличников - они еще в школе вырабатывали навык самостоятельных решений. Вызов второй - "вызов территории" - помочь человеку в национальной самоидентификации, так же, как третий - "вызов нравственности" - предложить молодому человеку образ героя, - представляются чем-то из области фантастики или, что более вероятно, из области не вполне сформулированной тоски по играм зарница, урокам "мужества", школьным музеям боевой славы. Ведь, если говорить всерьез, школа (в широком понимании этого слова - от детских садов и кружков до университетов) может предложить только те устойчивые идеалы, которые реально существуют в качестве общепризнанных за пределами школы. Думаю, не надо объяснять, что сегодня таких нет. ............ |