Часть полного текста документа:О гуманизации и христианизации в педагогическом процессе А.В. Павлова Перед курсом социальной педагогики во все времена и для всех поколений будет стоять двойственная цель: с одной стороны, необходимо познакомиться с настоящим положением педагогической мысли, с другой стороны, нужно все время отдавать себе отчет в исторической перспективе движения этой мысли. Методы и предпосылки социальной педагогики требуют анализа и оценки по существу, но оценивать их правильно можно лишь с учетом исторических условий их развития. Так, вера в силу разума, в прогресс, вера в школу - все, что может быть обобщено одним термином просвещенчества, захватила научную мысль в ХVIII - XIX веках и держалась в ней достаточно прочно до сих пор. Правда, уже в конце ХVIII века это течение получило сильные удары сначала со стороны романтического направления, а затем и чисто религиозного, но и до сего времени остается сильным то направление, где религии противопоставляется не ее отрицание, не чистый атеизм, но вера в то, что можно без Бога устроить жизнь. Чистый атеизм легко соединяется с равнодушием и потому особой творческой активной силы не имеет, но атеизм, оплодотворенный гуманизмом, стремится вытеснить христианство и иногда преуспевает в этом. В настоящее время борьба двух сил чрезвычайно обострилась. Эти полюса можно охарактеризовать как две культурные ориентации, обладающие творческими порывами, и в борьбе этих ориентаций проигрывает педагогика. В ней мы наблюдаем или наивное сочетание религии и гуманизма, или педагогический натурализм, веру в естественное природное раскрытие души, как бесконечной возможности. В научном творчестве мы встречаем людей, которые сочетают личную религиозность с религиозным безразличием в научной установке; другая группа или пытается подменить настоящую религию ложной и в зависимости от этого строить научную установку, например, коммунизм, или же пытается создать объективную науку безотносительно к какой бы то ни было религии. В педагогике положение иное: религиозные мотивы хотя и сохраняют свое значение для многих педагогов, но в общем имеют на педагогику малое влияние. Так, по крайней мере, было до сих пор. Мы полагаем, что должен наступить новый период, который будет эпохой христианской педагогической мысли и практики, хотя именно в педагогической деятельности христианизация мысли особенно трудна, ибо она неминуемо должна выйти из рамок теории в практику и жизнь. Как вариант христианизации педагогической мысли мы предлагаем путь смысловой педагогики. Ученик вряд ли способен запомнить расфасованную по урокам информацию, но он должен обрести смысловую картину мира. Ученику ни к чему наизусть знать закон Бойля-Мариотта, но он должен уметь принимать решения, без боязни вступать в среду неопределенности и изменчивости. Задача образования - приобщение ребенка к общечеловеческой культуре. Образование - средство развития личности, а не накачка информацией. Лучшие школы России ведут обучение детей по методикам Эльконина, Давыдова, Занкова, в духе Штайнеровской педагогики, исповедуют культурно-историческую педагогику развития, о которой мы ведем разговор. Социальная природы школы позволяет сделать вывод, что ее социальные силы должны быть использованы в педагогическом процессе. Из сказанного видно, что педагогика не есть техника, но - искусство, не только потому, что первая добродетель педагога есть воспитательное воздействие, но и потому, что педагогика есть творческая работа. ............ |