Часть полного текста документа:О моногородах... Светлана Белова Хорошо забытое новое Совсем недавно, в середине прошлого XX века на высоком эмоциональном подъеме кипели комсомольские стройки. В чистом поле, голой тундре или девственной тайге росли гигантские заводы, а вокруг них к соснам или столбикам прибивали названия улиц будущих городов. Еще раньше, в позапрошлые века одни купцы возводили поселки вокруг своих рудников и приисков на Урале, другие - заманивали крестьян из окрестных деревень на свои новенькие мануфактуры в средней полосе России, сначала на зимнее время, а потом "с переходом на постоянную работу". В результате, вокруг промышленных объектов возникла своеобразная среда: - население, проживающее постоянно или регулярно приезжающее по вахтовому методу; - земельные и водные ресурсы, имеющие конкретные пространственные границы; - жилые здания, городская инфраструктура; - транспорт, в том числе и связывающий город с "большой землей" ; - собственный топливно-энергетический комплекс. Директора градообразующих предприятий выступали еще недавно в роли нео-феодалов. В сферу их компетенции включались социальные проблемы, задачи стратегического развития города и т.п. Впрочем, некоторые директора и по сей день являются полновластными хозяевами весьма обширных территорий, прилегающих к их заводам. Постановление Правительства РФ от 29 августа 1994 г. определяет градообразующее предприятие как предприятие, на котором занято не менее 30% от общего числа работающих на предприятиях города, либо имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% проживающих в населенном пункте. Даже если предприятию удалось формально сбросить "социалку" с баланса, его отношения с муниципальными властями далеки от равноправных. Представьте себе, например, поселок с 34 тысячами жителей. До областного центра 60 км, и в нем тоже тяжелая социально-экономическая ситуация. Десять лет назад 11,5 тысяч жителей поселка трудились на комбинате, сейчас там работает чуть больше 4-х тысяч. Котельная принадлежат комбинату; жилые дома, детский сад, школа, больница и ПТУ - уже поселку. Естественно, накопились огромные долги поселка комбинату по расчетам за тепло. Но может комбинат предпринять какие-то решительные меры по ее сокращению или нет - риторический вопрос. В 1999г. Экспертный институт провел исследование по гранту японского правительства http://www.exin.ru/NewRussian/Mono/mono_doc.htm. По его данным, на сегодняшний момент моногородами можно назвать 332 поселка городского типа и 467 городов. В них проживают порядка 25% всего городского населения страны (25 миллионов человек!). Почти во всех моногородах и поселках вместе с их градообразующими предприятиями ситуация незавидная: - конкурентоспособность продукции часто вызывает большие вопросы; - состояние основных фондов весьма плачевное; - транспортные коммуникации и плохие линии связи (бывает и просто их отсутствие J) существенно снижают оперативность действий; - заданная численность, однородный профессиональный состав и отсутствие выбора рабочей силы сдерживают возможности диверсификации; - местный бюджет почти полностью формируется за счет предприятия; - все социальные вопросы не могут быть решены без прямого участия предприятия, фактически, расходы на "социалку" продолжают входить в себестоимость продукции, делая ее окончательно неконкурентоспособной; - пути реструктуризации законодательно ограничены. К сожалению, моногорода - реальный факт нашей экономики и реальное место жительства для миллионов людей и долго еще таковыми останутся. Казнить нельзя помиловать Многие помнят эпопею с казнью английской угледобывающей промышленности. ............ |