Часть полного текста документа:О некоторых особенностях ветхозаветного богослужения Малицкий Ю.А. I. Единство комплекса ритуалов, проводимых во внутренней части скинии В данной статье мы не планируем дать систематическое описание и толкование всех храмовых священнодействий. Их глубинный смысл не может быть исчерпан единственной интерпретацией и всегда является неким соединением смыслов, предполагает различные результаты в зависимости от той или иной концепции толкования. Рассмотрим одну из них. В основе комплекса ритуальных действий, проводимых внутри скинии, лежит простая и ясная символика, известная и иным культам других народов - ежедневное удовлетворение "потребностей" Божества. Именно эти ритуалы, проводимые регулярно, и придают скинии и храму характер обители Божества. Ритуальные сосуды, стоящие во внутренней части храма, стол, светильник, курильница для благовоний составляют убранство "царских покоев". "Слуга" Господа, первосвященник, есть лицо приближенное, советник, проситель за народ и исполнитель воли Царя и Бога. В таком случае нетрудно понять, что "питание" Царя Израильского осуществлялось хлебным приношением по числу колен Израилевых. По некоторым признакам можно предполагать, что первоначально существовала также и практика подношения напитков, которые ставились на стол с хлебами и олицетворяли потребность в питье. Это явствует из того факта, что часть утвари, находившейся на столе, несомненно служила в качестве сосудов для возлияний. Функция "чаш" и "кружек" так и определена - "чтобы возливать ими" (Исх.25:29;37:16). Кадильницы, блюда, тарелки (Числ.4:7) - прочая утварь царского пира. Остается загадкой, как возлияния могли включаться в ритуалы, совершаемые внутри храма, поскольку возлияния на жертвенник курений запрещены (Исх.30:9), а при жертвеннике вне храма имелись свои сосуды для возлияний. Скорее всего сосуды на столе святилища служили напоминанием о возлияниях, их символом. Возможно также, что в них хранилось вино для возлияний, которое никогда не выливалось на жертвенник, а потреблялось священниками на святом месте наряду с хлебами предложения. Не исключено, что первоначально существовал обычай менять это вино каждую субботу вместе с хлебами предложения, но в текстах об этом ничего не сказано. К комплексу ритуалов, проводимых внутри храма, следовало бы добавить регулярные (иногда и дополнительные - требные) жертвоприношения, совершаемые на внешнем жертвеннике, - это ежедневное приношение мяса агнца - "пищи огня". Это мясная "пища" могла бы надлежащим образом дополнить хлеб и напитки, приносимые в храме. Возможно, что жертвенное мясо великой святыни (например, жертвы повинности), которое предписано есть на святом месте (Лев.7:6), могло быть потребляемо во Святом храма на трапезе предложений, собственно в "блюдах" и "тарелках", особенно в день субботний, когда происходило и потребление хлебов. Тогда эта трапеза имела бы признаки "царского пира". Прочие элементы священнослужения можно рассматривать как компоненты ритуала обслуживания "царских палат" - возжжение светильника (светильников в храме Соломона), воскурение благовония, ношение "пиршественных одежд" и украшений. Несколько подробнее следует остановиться на ношении "пред лицем Господа" "для памяти" камней драгоценных и "урима" и "туммима" - "суд сынов Израилевых" (Исх.28:30). ............ |